Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Международная конференция «Икона в русской словесности и культуре» состоялась в Москве

02.02.2010 VI Международная конференция «Икона в русской словесности и культуре» прошла 29-30 января в Москве, в Доме русского зарубежья им.Солженицына. Инициатором и главным организаторов конференции является доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия), создатель православной концепции иконичности и автор многих книг Валерий Лепахин.

Конференцию открыл секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, епископ (с 1 февраля 2010 г. - архиепископ) Егорьевский Марк. По его наблюдениям, образ как таковой все активнее вторгается в нашу жизнь, визуальное восприятие играет все большую роль в жизни современного человека. Массовая культура навязывает образ «человека, подверженного страстям, который все больше теряет человеческое достоинство». Разворачивается своего рода «война образов», в которой «нам невозможно победить без святого образа, без иконы». По замечанию владыки, наше время отмечено особым вниманием к иконе, причем не только в православной среде: многие католические общины из разных стран мира с 1990-х гг.приглашали иконописцев из России и брали у них уроки. А то, что теперь иконы можно увидеть в некоторых протестантских общинах, епископ называет «чудесами». Церковная музыка и иконопись - это «те каналы, через которые православная духовность становится доступной современному человеку», а иконописные образы являются «главным оружием в борьбе за образ Божий в человеке», завершил свое вступление представитель Московского патриархата.

В конференции изъявили желание принять участие 32 докладчика из разных городов России и СНГ, а также из Венгрии и Болгарии. В докладах рассматривался самый широкий круг тем: это и история иконописания, семантика и генезис некоторых иконографических схем, и проблемы современной иконописи, и иконичные мотивы в творчестве И.Шмелева, М.Загоскина, М.Цветаевой, И.Бродского, А.Платонова и других писателей и философов.

Первый доклад - «Софийная образность в русской словесности» был прочитан доктором филологических наук, профессором Александром Моториным (Новгород). На множестве примеров автор показал, как «мистическое понимание софийности» к началу XVIII в. уступило место ее «магической интерпретации», что было связано с общим ослаблением православной веры в России.

Протоиерей Михаил Насонов (Кострома) в докладе «Пластика духовная». Богословие иконы А.С.Хомякова» проанализировал осмысление иконы в творчестве философа-славянофила. По словам докладчика, Хомяков считал авторство подлинных икон «соборным», называя Церковь «автором своих икон» и подчеркивая: для того, чтобы понимать икону, надо «жить в Церкви».

Протоиерей Николай Ким (Будапешт) представил замечательное исследование поэзии Бродского с точки зрения его «бесспорно» христианского мировоззрения. В частности, автор доклада показал пример «прочтения» стихотворения «Сретение» как «иконы в звуке». Как считает о.Николай, в этом произведении можно обнаружить множество признаков иконы: это и «вневременность, и неотмирность изображения, и обратная перспектива, которая просвечивает в неэвклидовой геометрии стиха». «Богословский смысл любой иконы - тайна Спасения - является смыслом и этого стихотворения», -- заключил священник.

Валерий Лепахин в своем докладе дал аргументированный и однозначный ответ на вопрос, который волнует не только искусствоведов: «Иконопись XVII в.: развитие или кризис?» Подробно описав такие характерные черты поздней иконописи, как ее «раздогматизация», отступление от канонов, акцентирование личного видения художника, нарушение взаимоотношений изображения и слова, «живоподобие» и психологизация, а также разрушение традиционной техники иконописания, явление массового производства икон и своеобразное новое иконоборчество (когда оклады и иконостасы «борются» против икон), профессор Лепахин делает вывод: в XVII в. приходится однозначно говорить о кризисе иконописания в России. «Иконопись предполагает не развитие, а совершенствование; развитие, путем введения в иконопись чуждых ей элементов, неизбежно ведет к кризису», -- подчеркнул ученый.

Далее в течение двух дней специалисты обсуждали следующие темы: богословие иконы, эстетика иконы, иконология, иконография, иконичность, икона и слово, икона в литературе, иеротопия, иконотопос и эонотопос. Данная конференция продолжает ряд ежегодных форумов по данной проблематике, которые привлекают внимание широкого круга ученых.

Благовест-инфо / Седмица.Ru

Редакция текста от: 02.02.2010 00:00:00