Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение»

29.06.2006 29 июня в Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение». На открытии выставки присутствовали участники III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», которые сегодня начинают работу в Сарове.

Именно 29 июля принято считать днем основания Саровской Успенской пустыни, расположенной между реками Сатис и Саровка (ранее в Темниковском уезде Тамбовской губернии, теперь в Нижегородской области). В этот день в 1760 году был освящен первый деревянный храм в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник».

Экспозиция выставки состоит из трех разделов. Первый – «Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая» – посвящен прп. Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: «Проповедь пр. Иоанна Синайского и лествица небесная» (вторая пол. ХVIII в.), «Пострижение в великую схиму» (сер. ХVI в.), «Распятие плоти» («Живота законного изображение», конец ХVII – нач. ХVIII вв.), «Страшный суд» – фрагмент полихромной резной композиции (ХVIII в.), а также «Преподобные Симеон и Даниил Столпники» (сер. ХVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский» (со львом) и «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя».

Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных пустыньках), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, – а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта.

Второй раздел – «Обитель Саровской славы» – посвящен истории, архитектуре, духовным подвижникам Саровской пустыни. Первоначальником обители является уроженец этих мест иеромонах Исаакий (Попов), в схиме Иоанн, устроивший первую церковь и пещеры с келлиями и подземным храмом по образцу киевских. С самого начала в обители появилась библиотека, впоследствии ставшая одним из богатейших книжных собраний страны, в которой хранились тысячи подлинников – древние рукописи, печатные издания XIX – начала XX вв. В центре этого раздела представлен макет Саровской обители, предоставленный музеем Федерального центра ядерных исследований, находящегося в Сарове. Специально для музея этот макет был изготовлен в бюро дизайна центра 15 лет назад.

Третий раздел – «Ангел на земли и во плоти Серафим» – посвящен житию и почитанию преподобного Серафима Саровского. Здесь можно увидеть и единственный из сохранившихся «автограф» святого: в доношении Прохора Машнина об увольнении в монашество (август 1781 года) после каждого из трех разделов документа стоит подпись будущего великого старца: «К сему доношению купец Прохор Сидоров, сын Машнин, руку приложил». Представлена личная книга прп. Серафима Саровского – Ирмологий, множество его портретов (холстов, миниатюр, литографий), а также младшего современника прп. Серафима – иеромонаха Иосафа). Здесь выставлено несколько списков особо почитаемого святым образа Богородицы «Умиление» (старец называл икону «Всех радостей Радость»). Посетители также смогут увидеть портреты св. Александры и Елены Дивеевских, холст блаженной Паши Саровской и множество икон прп. Серафима, написанных в разное время.

С 10 по 28 мая выставка работала в Москве, в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Сайт Нижегородской епархии/Седмица.Ru

Редакция текста от: 29.06.2006 00:00:00