27.10.2009 Консервативные англикане в разных частях света по-разному восприняли недавнее предложение Папы Римского Бенедикта XVI о переходе в римо-католицизм. 20 октября Ватикан огласил содержание новой апостольской конституции, которая позволит целым общинам верующих, недовольных модернистскими переменами в англиканских церквах (рукоположение женщин и благословения однополых союзов), переходить католицизм. Такие сообщества получат статус ординариатов - они смогут сохранить англиканские богослужебные традиции, подчинение своим лидерам и независимость от местных епархий.
24 октября в Лондоне состоялась ежегодная ассамблея Forward in Faith («Вперед в вере») - движения консервативных англикан. Участники форума приветствовали предложения Ватикана, а один из них - епископ города Чисестер Джон Хинд, заявил, что всерьез думает о переходе в католицизм. Лидер Forward in Faith, епископ Фулхемский Джон Бродхерст заявил во время ассамблеи, что «англиканский эксперимент закончился», и закончился неудачно, так как Всемирное англиканское сообщество фактически уже расколото на части. Эдвард Томлинсон, еще один священник, участвовавший в конференции, сравнил Англиканское сообщество с тонущем кораблем, а предложение Папы - со спасательной шлюпкой. «Я буду и искать перехода в Римскую Церковь. Оставаться в Церкви Англии было бы самоубийством», - заявил клирик.
Однозначно о желании перейти под омофор Рима заявил архиепископ Джон Хепуорт, лидер Традиционного англиканского сообщества. Хепуорт - лидер Традиционного англиканского сообщества (ТАС) - объединения порвавших с официальным Англиканским сообществом традиционалистов, насчитывающее около 400 000 верующих по всему миру. Архиепископ заявил, что будет добиваться воссоединения ТАС с Римом. Известно, что лидеры объединения участвовали в переговорах с ватиканской Конгрегацией вероучения еще до того, как было объявлено о предложении Бенедикта XVI. Согласно новой апостольской конституции, англиканские священники, даже женатые, смогут стать католическими клириками. На женатых епископов это не распространяется, но, даже не будучи иерархами Католической Церкви, они смогут продолжать духовное руководство новообразованными ординариатами. Для архиепископа Хепуорта эта возможность актуальна - изначально он был католическим клириком, но позже перешел в англиканство и женился. В последствии он развелся с первой женой и вступил в новый брак.
Не все англикане-консерваторы готовы перейти под покровительство Ватикана. Комитет, представляющий 20 англиканских провинций Южного полушария, 25 октября заявил, что отклоняет предложение Бенедикта XVI. «Мы приветствуем заявление Папы Бенедикта XVI об общем для нас библейском учении о человеческой сексуальности, и его преданность экуменическому диалогу», - заявил лидер Церкви Нигерии - наиболее многочисленной англиканской провинции - архиепископ Питер Акинола. Тем не менее, он и другие консервативные архиепископы будут добиваться принятия Англиканского ковенанта - соглашения, способного, по их мнению, защитить консервативные ценности и спасти Сообщества от раскола.
Архиепископ Элиуд Вабухала, лидер Церкви Кении, заявил об инициативе Ватикана, что «не понимает почему это было необходимо делать в данный момент истории». Прелат пояснил, что переход в католицизм означает не только принятие высшей власти Папы; между католиками и англиканами есть серьезные богословские различия, в частности, в отношении к таинству причастия. «Архиепископ Кентерберийский прислал нам письмо, в котором приветствовал предложение (Ватикана), но для него важно решить местные проблемы в Англии», тогда как в африканских провинциях ситуация иная, сказал лидер Церкви Кении.
Лидер Англиканского сообщества архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс действительно приветствовал инициативу Бенедикта XVI, хотя многие аналитики сочли ее «недружественной» по отношению к архиепископу. С резкой критикой Ватикана выступил предшественник Уильямса на Кентерберийской кафедре лорд Джордж Кэри. Он призвал доктора Уильямса во время предстоящей встречи с Папой заявить ему «протест». Бывший архиепископ назвал «возмутительным» тот факт, что Ватикан не проконсультировался с доктором Уильямсом перед тем, как принимать решение. Сам архиепископ Уильямс признал, что был поставлен в известность об инициативе Папы всего за две недели до ее обнародования.