21.10.2009 Международная научная конференция «Русская Палестина: Россия в Святой Земле» открылась 21 октября в Москве, в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.
Международный форум, который собрал политических и общественных деятелей, глав дипломатических миссий, представителей Русской Православной Церкви и Совета муфтиев России, российского и международного научного сообщества, организован Императорским православным палестинским обществом (ИППО), Паломническим центром Московского Патриархата, Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).
Конференция проводится в рамках целевой программы РГНФ «Россия в многополярном мире: образ страны» в преддверии Московской встречи по ближневосточному урегулированию.
Организаторы надеются, что научный форум «послужит еще одним подтверждением искренней заинтересованности России в справедливом решении палестинской проблемы, ... доказательством ее внимания к региону, который, являясь колыбелью трех авраамических религий, остается одним из подлинно узловых для всей системы международных отношений».
Участники конференции получили множество приветствий. Первым было зачитано послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Свое приветствие участникам форума прислали также: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который в 1960-е гг. возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме, митрополит Калужский и Боровский Климент, руководитель Международного департамента Совета муфтиев России Рушан Аббясов, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, министр культуры РФ Александр Авдеев, председатель ИППО и председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.
Согласно замыслу организаторов конференции, в первый ее день, 21 октября тема Русской Палестины будет рассматриваться через призму международных отношений, а второй день, 22 октября будет посвящен теме «История Русской Православной Церкви в Святой Земле». Одним из первых на пленарном заседании 21 октября выступил заместитель председателя ИППО, историк Николай Лисовой с докладом «Русская церковная дипломатия на Востоке: две модели православного единства». По его словам, усилия российской дипломатии и Русской Церкви в XIX-XX вв. были направлены на формирование «системы межправославного единства, гаранта сохранения православной цивилизации в качестве реального субъекта исторического процесса в условиях секуляризующегося многополярного мира». Эта модель, по мысли русских богословов и политиков, должна была воплотиться в «Соборе независимых Поместных Православных Церквей». Однако, как полагает историк, эту модель не удалось реализовать из-за противостояния ей иной концепции - «конкурентной константинопольской модели», которая является «моноэтничной греческой, филетической, с греческими национальными флагами над православными храмами и монастырями всех эллинизируемых Патриархатов». «Разнонаправленность усилий» и «несовместимость подходов» стали причиной «цивилизационно-политической неудачи», которую потерпело православие в целом на Востоке, отметил докладчик, подчеркнув, что сегодня «не приходится говорить о православном присутствии в мире как о реальном факторе мировой политики, хоть сколько-нибудь сопоставимом с католицизмом, а тем более - с исламом».
На конференции прозвучат доклады известных российских и арабских дипломатов, ученых, священнослужителей. Назовем лишь некоторые темы: «Эволюция российско-греческих отношений на примере взаимодействия с Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами в XIX в» (историк Михаил Якушев); «Восприятие палестинской общественностью возобновления деятельности ИППО на Святой Земле «(председатель Вифлеемского отделения ИППО Матар Дауд Исса); «Сложные отношения Русской Духовной миссии и Российского консульства в Иерусалиме: период архимандрита Антонина (Капустина)» (историк Александр Корнилов); «Русское присутствие в Святой Земле в домонгольский период» (историк Александр Назаренко) и другие. В залах Дома Русского Зарубежья развернуты тематические фотоэскпозиции и организованы просмотры документальных фильмов.