20.10.2009 Элладская Православная Церковь не возражает против диалога между православными и католиками в случае, если он будет проходить при соблюдении православных канонов и постановлений Вселенских Соборов, говорится в специально принятой декларации, опубликованной на греческом сайте «Amen.gr».
15 октября Собор высшего клира Элладской Православной Церкви по предложению Архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима обсудил сообщение о предстоящем пленарном заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами, которое началось 17 октября на Кипре.
Собор выразил свое отношение и сформулировал требования к постановлениям этого мероприятия в специальной декларации.
Во время обсуждения были зачитаны обращение Константинопольского Патриарха Варфоломея с критикой так называемого «Исповедания веры против экуменизма», которое было подписано рядом клириков и мирян Элладской Церкви, а также просьбы греческих митрополитов к Синоду ознакомить их с текстом, который был подписан в Равенне, и проектом текста, который будет обсуждаться в ближайшие дни на Кипре относительно примата Папы Римского в Церкви в первом тысячелетии.
Митрополит Никопольский Мелетий, председатель Синодальной комиссии Элладской Церкви по межправославным и межхристианским связям, митрополит Месинии Хризостом, элладский представитель в диалоге с католиками, и митрополит Перистерии Хризостом ознакомили собравшихся как с историей развития вызвавшего вопросы диалога, так и с Равеннским текстом и задачами Смешанной комиссия, которые планируется рассмотреть на Кипре.
После активного обсуждения греческие архиереи сформулировали следующие 6 пунктов, в которых выразили свою позицию:
1. Необходимо полное осведомление Синода Элладской Церкви о событиях, связанных с православно-католическим диалогом. Высшая иерархия должна быть ознакомлена со всеми его фазами. В противном случае никакой текст не может к чему-либо обязать Церковь. Это требует и соборный характер Церкви.
2. Диалог необходимо продолжить, но в православных эклесиологических и канонических границах, при постоянном согласовании с Константинопольским Патриархом, чтобы принятые решения имели общеправославный характер
3. Представляющие Элладскую Церковь в этом диалоге лица должны иметь широкие познания в православном богословии, эклесиологии и церковном предании и направлять свои знания и силы для достижения цели «да будут все едины» «во истине» в необходимых богословских рамках и решениях всеправославных совещаний.
4. Равеннский текст и текст, который возможно будет принят на Кипре, станут действительными для всех только в случае их одобрения Поместными автокефальными Церквами, следовательно и соборной Элладской Церковью. На практике это означает то, что предъявление «свершившихся фактов» станет невозможным без синодального решения иерархии Элладской Церкви, ибо иерархи являются хранителями Православного предания, которое епископы исповедуют во время своей хиротонии.
5. Относительно текста, который на предстоящем пленарном заседании Смешанной комиссии планируется посвятить истории первенства Римского Папы в первом тысячелетии, представителям Элладской Церкви было дано указание о том, что в конечном варианте текста необходимо учесть каноническую позицию по данному вопросу, сформулированную в деяниях Вселенских Соборов, в частности в 3-м правиле Второго Вселенского Собора и 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора.
6. Иерархия Элладской Церкви продолжит следить за развитием диалога между Православной Церковью и инославными и на данном этапе считает, что дальнейшее распространение текста «Исповедания веры против экуменизма» является лишним. Иерархи призвали всех верующих довериться своим пастырям и избегать действий, которые могут создать дополнительные проблемы.