18.09.2009 О скором возобновлении монашеской жизни в одной из древнейших обителей столицы - Высоко-Петровском монастыре - сообщил епископ Зарайский Меркурий, глава Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, который с начала 1990-х гг. размещается в помещениях монастыря.
Открывая 16 сентября живописную выставку «Окно в рай», которая будет проходить во дворе обители до 20 сентября, епископ Меркурий сообщил о том, что Святейший Патриарх Кирилл благословил возрождение в Высоко-Петровском монастыре иноческой жизни. «Благословляя проведение этой выставки, Патриарх Кирилл выразил надежду, что эта древняя святая обитель станет не только местом притягательным с художественной или архитектурной точки зрения, но станет местом духовного притяжения, эпицентром духовной жизни первопрестольного града Москвы», - сказал архиерей.
Отвечая на вопрос о том, будет ли древний архитектурный комплекс обители доступен для москвичей и гостей столицы, епископ Меркурий отметил, что некоторые ограничения для «внешних» неизбежно появятся, что они необходимы и закономерны. «Я думаю, что появятся и двери, и запреты, и «туда нельзя, сюда нельзя». Монастырь ведь рассматривается как место духовных подвигов людей. И мы должны с уважением, любовью и почтением относиться к тем людям, которые взяли на себя это бремя - быть молитвенниками за мир. Поселить человека в центре площади, поставить его жизнь, в том числе духовную, на публичное обозрение - это не совсем правильно, это неприлично. Поэтому надо дать людям, которые здесь живут, молятся, совершают свое служение, такую возможность. А для монаха очень важна возможность уединения, чтобы он мог в своей келье помолиться, побыть наедине с собой, почитать, а если этого не будет, то и архитектура не будет привлекать».
Вместе с тем, глава Синодального отдела подчеркнул, что монастырский двор станет местом проведения важных мероприятий, культурных и духовных - «это однозначно». «Для москвичей святые врата обители будут открыты, но распорядок монастыря - это распорядок монастыря. Мы должны уважительно относиться и к монашеству, и к светским людям: светские люди должны уважать монашествующих, а монашествующие - немножко наставлять светских», - добавил архиерей.
Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в Москве. Его история напрямую связана с основанием Московского княжества. Считается, что обитель была основана в 1315 г. святителем Петром, тогда митрополитом Киевским, который в 1325 году с целью объединения русских земель вокруг Москвы перенес сюда свою резиденцию. Изначально обитель на высоком берегу реки Неглинки называлась Петропавловской в честь апостолов Петра и Павла. В 1326 году митрополит Петр скончался, а на его могиле начались массовые исцеления. В 1339 году святитель Петр был причислен к лику святых, а монастырь был восстановлен и переименован в Петровский.
В конце XV века в Москву был приглашен итальянский зодчий Алевизио Ламберти ди Монтаньяно, известный на Руси как Алевиз Новый, именно по его проекту началось строительство собора во имя св. Петра Митрополита (начало XVI в.). Наибольшего своего расцвета Высоко-Петровский монастырь достигает в XVII веке, благодаря покровительству бояр Нарышкиных, которые являлись родственниками Петра I. В это время на территории Высоко-Петровского монастыря были выстроены: храм св. Сергия Радонежского, служебный корпус, Святые врата. Позднее были возведены еще две церкви: в честь Толгской иконы Божьей и св. Пахомия Великого. В 1812 году Высоко- Петровский монастырь был безжалостно разграблен французами. Лишь в начале девяностых годов прошлого столетия Высоко-Петровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь был отреставрирован и в 1998 году освящен.
Среди строителей и ктиторов Высоко-Петровского монастыря были великие князья и цари, а также святитель Филарет (Дроздов). В храмах обители совершали богослужения св. Митрофан Воронежский и св. Патриарх Тихон. В 20-е гг ХХ в. в закрытом монастыре тайно продолжалась богослужебная и молитвенная жизнь. 9 клириков, насельников и прихожан монастыря были канонизированы в лике новомучеников и исповедников Российских.