Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Историки выдвинули новую гипотезу происхождения крупнейших новгородских святынь

25.08.2009 Ученые выдвинули новую гипотезу происхождения двух новгородских святынь Русской Православной Церкви - чудотворной иконы Богородицы "Знамение" и драгоценного потира, выполненного мастером Костой-Константином, передает РИА Новости.

Оба этих шедевра были созданы в XII веке для Софийского кафедрального собора Новгородского кремля.

Создание иконы "Знамение", которая в настоящий момент находится в Софийском соборе, ранее связывалось с посадниками Мирошкой и Якуном, семьей князя Мстислава Ростиславовича.

Согласно вкладным записям, потир, ныне хранящийся в Новгородском госмузее-заповеднике, был заказан для того же храма некими Петром и его женой Марией.

По византийским традициям, бытовавшим и в Древней Руси, такие значимые для церковной общины вклады, как потир, в XII веке мог делать лишь князь или лицо, по своему общественному положению близкое к княжескому.

Анализируя сами шедевры, а также тексты берестяных грамот с Троицкого раскопа и другие источники, сотрудник Новгородской археологической экспедиции, доктор филологических наук Алексей Гиппиус предположил, что икона и Чаша могли быть созданы по заказу боярина Петра Михалковича, а также его жены Марии.

"Именно эта фигура чрезвычайно интересного деятеля новгородской истории XII века вырисовывается из всей совокупности фактов", - сказал Гиппиус.

"Петр Михалкович, с которым мы отождествляем Петра Петрака, о котором упоминается в Троицких берестяных грамотах, был княжеским тестем, в 1156 году он выдал дочь Анастасию за князя Мстислава Юрьевича", - пояснил ученый.

В связи с этим княжеским браком и могло быть связано создание для Софийского собора иконы "Знамение", считает Гиппиус.

То же историческое лицо могло стать и заказчиком потира Косты-Константина.

Седмица.Ru

Редакция текста от: 25.08.2009 00:00:00