24.04.2009 Словно к новому возвращению в отчий дом готовился к начинающейся поездке в Россию Митрополит всея Америки и Канады Иона (Паффхаузен). "Самая главная опора для нас - Русская Церковь", - сказал он в интервью ИТАР-ТАСС в преддверии своего первого визита в Москву в качестве Предстоятеля Православной Церкви в Америке.
Программа визита весьма насыщенна. Венцом ее станет Литургия в Успенском соборе Кремля, где американский Митрополит будет сослужить Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Намечены и другие совместные богослужения Предстоятелей двух Церквей, личные встречи и переговоры. Кроме того, Митрополит Иона намерен вновь побывать на Валааме, который он считает своей духовной родиной, посетить Троице-Сергиеву Лавру и ряд других храмов и монастырей, в числе которых Подворье Американской Церкви в Москве (храм святой великомученицы Екатерины), где владыка намерен совершить Божественную литургию.
Одной из важнейших тем для обсуждения с руководством Русской Церкви владыка Иона считает вопрос "о конференции, которая должна состояться ближайшим летом на Кипре". На конференции, в частности, "будет обсуждаться единство Американской Церкви", пояснил Предстоятель Православной Церкви в Америке. Проблема заключается в том, что Константинопольский Патриарх до сих пор не признает автокефалии, то есть самоуправления, которое было даровано Американской Церкви в 1970 году Московским Патриархатом. "В конечном счете, это вызов Русской Православной Церкви", - сказал Митрополит Иона. Претензии Константинополя на верховенство - "это, наверное, сейчас самый главный вопрос в православном церковном мире", добавил он.
Предстоятель Православной Церкви в Америке подтвердил, что в православной традиции Вселенскому Патриарху принадлежит лишь первенство чести, а не высшая власть. "Мы об этом и говорим, - сказал он. - И Русская Церковь, если угодно, отстаивает эту "демократическую традицию".
Митрополит Иона возглавил Церковь в Америке недавно – его интронизация состоялась в конце декабря прошлого года. По его признанию, он до сих пор скучает по строгому и размеренному распорядку монастырской жизни, при котором он прежде по 4-6 часов в день проводил в церкви. Теперь же ему приходится "по 12 часов заниматься кабинетными делами", включая вопросы "церковной дипломатии".
Осваивать эти новые для него вопросы Предстоятелю Церкви в Америке мешает и его "совершенно американский", по его собственному определению, характер. "Я люблю говорить прямо, что думаю. На дипломатические тонкости порой не хватает терпения, - сказал он. - Но теперь вижу, что их тоже надо ценить и что этому надо учиться".