16.04.2009 16 апреля, в Великий четверг, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил в Богоявленском кафедральном соборе Божественную литургию и Чин омовения ног.
По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх Кирилл омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
Чин омовения ног был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви впервые в новейшей истории.
По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы.
Для совершения Чина омовения ног на краю амвона по центру лицом к алтарю было установлено кресло для Первосвятителя. Между креслом и Царскими вратами был установлен маленький столик для лохани с кувшином, в Царских вратах со стороны Спасителя - евангельский аналой, а на горнем месте, на ступеньке перед архиерейским местом установили лохань с кувшином, покрытую сложенным лентионом.
После пения «Буди имя Господне» Святейший Патриарх сел в кресло на горнем месте, перед ним с двух сторон сели 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запело 50-й псалом, во время пения которого диаконы вынесли на солею сосуд с водой для омовения. Следом вышел Святейший Патриарх и сел в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.
Затем диаконы вывели под руки на солею священнослужителей, принимавших участие в чине. В это время хор пел стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.
После того, как на солее сели все 12 священников, диакон возгласил мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении Святейший Патриарх прочел молитву, в которой просил Господа через это символическое омовение омыть грехи людей.
Затем наступил ключевой момент чинопоследования. Диакон начал чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» Святейший Патриарх, сняв с себя облачение, остался в подсаккоснике, епитрахили и поручах. Затем при соответствующих словах Евангелия Предстоятель взял лентион (широкое и длинное полотенце) и влил воду в умывальницу крестообразно.
Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Святейший Патриарх поливал водой на ноги священников и вытирал их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясался.
Когда же Святейший Патриарх дошел до старшего из священников, диакон прочел следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник сказал Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Предстоятель отвечал ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». Старший священник отвечал: «Не умыеши ноги моей во век» и получил ответ от Патриарха: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указал на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу», после чего Святейший Патриарх произнес: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси» и умыл ноги старшему священнику.
После омовения Святейший Патриарх и священники сели на свои места, Предстоятель облачился в священные одежды и прочел отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.
Затем Святейший Патриарх прочитал заключительную молитву, после чего совершил отпуст Литургии.
После совершения Божественной литургии, обращаясь к верующим, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что, «совершая Чин омовения ног, он совершил действие, предписанное нам от святых отец наших». «По примеру Спасителя сегодня Патриарх омывал ноги священнослужителям, которые символизировали 12 апостолов. Это видимое событие помогает нам понять всю глубину Божественного смирения и снисхождения», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, Господь омывал ноги ученикам, преклоняя колена, как делали это рабы или слуги. «Тем самым Он показывал нам, что каждая человеческая личность имеет особую ценность и одинакова пред лицем Божиим», - подчеркнул Святейший Патриарх. «Все наши человеческие различия, это лишь условности. Но когда мы отойдем ко Господу, то встанем в ряд, независимо от положения и чина, и смиренно, в общей очереди будем ждать своего суда, потому что пред Богом не существует человеческих различий», - напомнил Первосвятитель. По его словам, именно это понимание помогает христианину быть смиренным человеком, честно исполнять свой долг, каким бы этот долг ни был. «Сознание, что все мы равны пред Господом и должно наполнять нас истинным христианским смирением», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
В настоящее время Чин омовения ног вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается и в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.