31.12.2008 В Мурманске завершили работу IV Трифоновские образовательные чтения «Образование и культура в Заполярье: духовно-нравственные основы и пути развития. Путями преподобного Трифона Печенгского». Организатором научного форума выступила Мурманская и Мончегорская епархия.
В ходе работы секции «Православное воспитание и образование» были подняты такие вопросы как: существует ли необходимость в религиозном христианском воспитании и образовании, какие существуют формы работы с учащимися как современные, так и дореволюционные, как преподавать православные дисциплины, чтобы заинтересовать, не оттолкнуть и, в то же время, преподать необходимые знания, навыки и воспитать христианина?
В итоге работы и обсуждений была подчеркнута необходимость ренессанса православного воспитания и образования, в связи с общемировым упадком культуры и межличностного общения. Вся история европейской цивилизации построена на христианском мировоззрении. Знание литературы, архитектуры, истории полноценно невозможно без знания основ христианской веры, а применительно к нашей стране, без знания основ Православия. Были заслушаны доклады по теме секции.
Руководитель отдела религиозного образования Мурманской епархии Антон Тучков показал ретроспективу от античных времен к современности, отметил, что те или иные процессы, происходящие в мире, связаны с религией. Войны, государственные кризисы, общественная напряженность являлись и являются результатом отношения человека и государства к религиозному воспитанию. По его мнению, без малого, сто лет коммунистической идеологии наложили отпечаток на сознание людей в нашей стране, как на простых верующих, так и на священнослужителей.
В подтверждение этого А. Тучков привел пример становления воскресных школ Мурманской и Мончегорской епархии. Во многих воскресных школах поначалу велось преподавание предметов, вообще не относящихся ни к Православию, ни к религии; преподаватели были, а иногда и остаются людьми малосведущими в христианском знании, малоцерковными, иначе говоря, остаются неофитами. Внося светские традиции, такие преподаватели иногда искажают вероучение и церковные традиции, накопленные многими веками. В связи с этим была подчеркнута необходимость минимального религиозного образования для тех, кто имеет дело с духовным просвещением и воспитанием в православной традиции. Для этого существуют Свято-Феодоритовские катехизаторские епархиальные курсы, а в перспективе намечено и открытие Духовного училища в Мурманской епархии.
В своем выступлении иеромонах Александр (Болдовский) рассказал о жизни и трудах одного из почти забытых корифеев православной педагогики С. Рачинского, жившего в 19 веке. Этот великий православный педагог всю свою жизнь посвятил образованию и воспитанию деревенских детей. Для этой цели он открыл несколько школ в своей губернии, где успешно учились несколько сотен сельских подростков. Основой его педагогической системы являлось целостное отношение ребенка с миром. С. Рачинский видел необходимость воспитания и просвещения детей в русской традиции, без вмешательства европейского педагогического опыта, что немыслимо было без Православия и церковности. Учитель, по его мысли, должен быть образцом не только интеллектуальным, но и нравственно совершенным. Во всем этом Рачинский видел залог целостности и процветания России.
В результате обсуждений докладов участники пришли к выводу о необходимости религиозного православного образования для учителей Воскресных школ, чтобы образование подрастающих православных христиан в Мурманской епархии было качественным и профессиональным, а залогом успеха деятельности православного педагога должен быть собственный нравственно-совершенный пример, потому что передать ребенку можно только то, чем владеет сам педагог. Если учитель совершенен, то и ученик будет таким же. Пример этому явил нам Сам Господь Иисус Христос, благословивший своих учеников-апостолов на проповедь всему миру.