16.09.2008 Запрещенный в служении епископ Чукотский Диомид (Дзюбан) предпринимает все новые попытки для того, чтобы оставаться интересным любителям "жареного", отмечают в Московском Патриархате.
"К сожалению, логика неправды и ложных обвинений (священноначалия) в "ереси цареборчества", придуманной самим же епископом Диомидом, уводит его все дальше по пути к расколу. Что ж, он может объявить себя патриархом Солнечной cистемы, митрополитом всея Галактики и судией всех живых существ. Увы, от этого весьма скудный круг его последователей вряд ли увеличится", - сказал в интервью во вторник замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Таким образом он прокомментировал последнее письмо, опубликованное в Интернете за подписью епископа Диомида под заголовком "Пора пресечь беззаконие". В нем чукотский архиерей обвиняет в ереси и «отказе от Православия» святителя Тихона, Патриарха Московского, и священномученика Владимира, митрополита Киевского, - по словам отца Всеволода, "святых, глубоко почитаемых верующим народом". Подписанное ими синодальное послание "К верным чадам Православной Российской Церкви" от 9 марта 1917 года, которым приветствовалось Временное правительство, епископ Диомид называет "еретическим документом", отождествляя его с "им самим придуманной цареборческой ересью", отметил отец Всеволод.
"Такую ересь Церковь никогда соборно не наименовывала и не осуждала. И не надо ссылаться на клятвы верности той или иной власти, принесенные в свою эпоху. Да, большинство чад нашей Церкви считает, что православная монархия - это весьма достойная с духовной точки зрения форма государственного устройства, более достойная, чем республика. Однако Церковь не отказывалась от диалога с самыми разными властями и оказывала им должное уважение", - заявил отец Всеволод.
Исключением в данном случае, по его словам, не были "и римские императоры-гонители, и иноверные властители - турки и арабы, и власти секулярных государств, в том числе Советского Союза". При этом, как отметил священник, "признание факта существования этих властей и уважение к начальствующим в народе вовсе не означало полной поддержки всего, что делали эти власти".
"Живя при этих властях, Церковь не лишалась Святого Духа и присутствия благодати Божией. И во время римских гонений, и во время тоталитарного безбожия, и во время православной монархии Церковь сохраняет присутствие в ней Самого Христа и водительствуется Духом Святым", - сказал отец Всеволод.
По его словам, если епископ Диомид считает, что "благожелательные слова в адрес Временного правительства повергли Церковь в ересь", то он фактически утверждает, "что у нас с 9 марта 1917 года Церкви не было".
"Если следовать такой логике, то он утверждает, что он никогда не был епископом, священником или монахом, потому что постриг и рукоположение он получил именно в этой Церкви, которую сейчас фактически обвиняет в многолетней ереси", - отметил священник.
Он констатировал также, что в последнее время от епископа Диомида "отходят многие из тех, кто еще недавно выражал ему поддержку", и предположил, что возведенная бывшим чукотским архиереем "хула на святых сделает эту поддержку еще меньшей".