29.08.2008 Белгородская область выступает абсолютным лидером по преподаванию в школе религиоведческих и религиозных предметов - в прошлом году их изучало более 141 тыс. школьников региона.
Второе место занимает Чечня (более 93 тыс. школьников), третье - Ингушетия (более 34 тыс.). К группе регионов, где религиозные дисциплины изучают более 10 тыс. местных школьников, относятся также Кемеровская, Московская, Воронежская, Смоленская области и Краснодарский край - таковы данные проведенного министерством образования РФ мониторинга распространенности религиоведческих и религиозных предметов в школах России.
Как отмечают авторы исследования, эта группа лидеров включает, во-первых, "неспокойные" регионы со значительным мусульманским населением, "где предельно остро стоит вопрос о воспитании молодежи в духе толерантности", а во-вторых, области, где позиции Церкви традиционно сильны и поддерживаются местными властями.
В 17 из 79 регионов, откуда были получены данные для мониторинга, религиоведческие предметы преподаются в десятках и сотнях школ нескольким тысячам учащихся. Сюда входят некоторые автономные республики и округа (Татарстан, Карачаево-Черкесия, Таймырский/Долгано-Ненецкий АО), регионы Сибири, Дальнего Востока и Поволжья (Омская, Читинская, Самарская, Саратовская области). Однако, основу этой группы составляют регионы Центральной и Южной России (Владимирская, Калужская, Липецкая, Псковская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ростовская области, Ставропольский край) и Калининградская область.
В 35 регионах (44,3% от общего числа) религиоведческим и религиозным образованием охвачено менее 1000 школьников. Здесь, как правило, курс "Основы православной культуры" читается в нескольких (реже в нескольких десятках) школах и/или в одной-двух православных негосударственных школах. Сюда входят некоторые автономные округа и республики (ХМАО, ЯНАО, Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Коми, Марий-Эл, Удмуртия, Чувашия), регионы Сибири и Дальнего Востока (Алтайский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Курганская, Магаданская, Тюменская, Челябинская области), основные регионы Северо-Запада и Урала (Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Кировская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Пермская и Свердловская области), регионы Поволжья (Нижегородская, Пензенская и Ульяновская области) и часть центральных областей (Костромская, Орловская, Рязанская, Ярославская).
Наконец, в 19 (12,7%) регионах религиоведческое и религиозное образование в школах вообще не ведется. Это большинство автономных округов и республик (Бурятский, Корякский, Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский АО, Алтай, Башкирия, Кабардино-Балкарская, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Тыва, Хакасия), регионы Нижнего Поволжья (Астраханская и Волгоградская области), часть регионов Сибири и Дальнего Востока (Красноярский край, Иркутская, Новосибирская и Сахалинская области).
Как правило, религиоведческие курсы преподаются как факультативные курсы вне сетки часов или в качестве курсов по выбору. В единичных случаях некоторые религиоведческие курсы преподаются в качестве регионального компонента.