16.06.2008 Двое китайских священнослужителей, священник Михаил Ван и диакон Евангел Лу первыми после 44-летнего перерыва приняли участие в праздничном богослужении, проходившем 16 июня в здании российского консульства в Шанхае, сообщает "Саут Чайна Морнинг Пост". Православная Церковь в понедельник отмечает один из главных праздников - Духов день.
Вместе с русскоязычными прихожанами в богослужении приняли участие около 30 граждан КНР. Часть из них были крещены в Православии еще в детстве, до "культурной революции" и долгие годы не имели возможности исповедовать свою веру. На службе присутствовало и много молодых людей, которые пришли к Православию, узнав о нем из книг и Интернета. Несколько человек приехали специально из Пекина.
Как сказал священник Алексий Киселевич, первое богослужение с участием китайского священника Михаила Вана состоялось на Пасху, но диакон Евангел Лу не присутствовал на нем, так как посещал службу для мирян в Пекине.
В Шанхае проводятся православные службы для русскоязычных и иностранных граждан. Однако, согласно законам КНР, иностранные священнослужители ограничены в возможностях совершать богослужения для граждан Китая на территории страны.
В Шанхае проживает несколько десятков китайских православных верующих, но пока что они лишены возможности постоянного участия в богослужениях. Община не имеет юридического статуса, у нее нет помещения. По большим церковным праздникам китайские верующие посещают богослужения, проводимые общиной Русской Православной Церкви.
История Православной Церкви в Китае насчитывает более 300 лет. В конце 17 века группа казаков, защитников приграничной крепости Албазин, попала в плен. Китайский император, восхищенный храбростью воинов, предоставил им поселение и позволил открыть церковь. Впоследствии это явилось поводом для учреждения Петром Первым Русской духовной миссии в Китае, долго исполнявшей роль дипломатического представительства России и положившей основу отечественной синологии. К 1918 году в стране насчитывалось около 10 тысяч православных китайцев.
Революция 1917 года в России вытеснила в Китай сотни тысяч русскоязычных беженцев. Эмигранты построили более сотни храмов в Пекине, Харбине, Шанхае, Внутренней Монголии, Синьцзяне, Гонконге, Ханькоу, Тяньцзине. В 1954 году Российская духовная миссия в Китае, в ведении которой находились православные храмы, была упразднена по политическим причинам. А 50 лет назад, 23 ноября 1957, Священный Синод Русской Православной Церкви, по согласованию с китайской стороной, принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви.
"Культурная революция" в Китае, ознаменовавшаяся массовым разрушением храмов и кладбищ, осквернением мощей и икон, гонениями на верующих, поставила под угрозу существование Православия в Китае. Богослужения на территории этой страны не совершались более 20 лет.
Возрождение Православия в Китае началось в 1980-е годы, когда был открыт один храм в Харбине и построен храм в Урумчи. В наше время в Китае действует несколько православных общин для русскоязычных и иностранных граждан. По большим церковным праздникам китайские верующие собираются для проведения мирских богослужений.