02.11.2007 О тяжелом положении, которое сложилось в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) после подписания Акта о каноническом единстве 17 мая 2007 г., рассказал архиепископ Германский и Берлинский Марк (Арндт). Выступая 1 ноября в Москве перед участниками VI выставки-форума «Православная Русь», он отметил, что, несмотря на «сравнительно легкий» процесс восстановления канонического единства с Русской Православной Церковью, внутреннее положение РПЦЗ осложнилось многочисленными расколами.
По словам владыки Марка, после 17 мая «возникли новые, боюсь сказать, расколы в Зарубежной Церкви, когда некоторые священники и приходы отошли и создали свои псевдоцерковные организации». «Все они лишены церковной основы. Историю нашего разделения они принимают как догматическую основу своего мышления», — так охарактеризовал архиепископ Марк природу отмежевания части РПЦЗ от стратегии воссоединения.
По его словам, самое «отчаянное положение» — в Южноамериканской епархии РПЦЗ, которая почти 20 лет существует «без нормального архиерейского управления». Здесь только 2 прихода остались в юрисдикции РПЦЗ, остальные «ушли в расколы». Анализируя причины происходящего, владыка отметил: «В этом – и наша собственная слабость: нам не удалось в достаточной мере подготовить народ выходить на общение».
К тем, кто «уходит без осуждения», «по непониманию и растерянности», подход должен быть «крайне мягким, сочувствующим, не осуждающим». Есть надежда, что «они увидят нормальную церковную жизнь у нас и вернутся». Однако «есть моменты, когда нужно резать», с сожалением отметил архиепископ. В целом же это очень «трудный вопрос»: «Мы пока в недоумении: как к ним относиться», признался он.
Единственная епархия, которая избежала раскола, управляется им самим – это Германская, где только один священник ушел, не согласившись с воссоединением. Архиерей объясняет этот успех тем, что в течение нескольких лет, еще до начала работы переговорной комиссии о воссоединении, в Германии регулярно проходили встречи клириков двух параллельных епархий – Московского Патриархата и РПЦЗ. На этих встречах «горячо, но всегда с любовью» обсуждались самые острые вопросы: о правильном совершении крещения, «о катехизации русских и нерусских» и т.д. Таким образом вырабатывались «навыки дискуссий», что очень пригодилось в переговорном процессе.
По воспоминаниям владыки Марка, девять заседаний этой совместной комиссии не всегда проходили гладко: «Иногда вечером расходимся в таком состоянии, что нет уверенности, что утром возобновим переговоры». Однако стороны «смогли прийти к общему знаменателю», т.к. обсуждали все, вплоть до самых острых вопросов, «а не покрывали их скатертью».
«Благополучное завершение» работы комиссии – подписание Акта о каноническом единстве Русской Православной Церкви и РПЦЗ – невозможно понять вне таинств Церкви, подчеркнул архиепископ Марк. «Мы всегда признавали таинства друг друга», —пояснил он, добавив, что такое понимание исключает версию о политической подоплеке воссоединения Русской Церкви.