12.10.2007 12 октября в Москве, в РИА «Новости», прошла пресс-конференция на тему: «Теология в светских государствах Европы – информация из первых рук». Пресс-конференция, организатором которой стал Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, была посвящена обзору системы теологического образования в странах Европы.
В пресс-конференции приняли участие: директор Института изучения наследия Николая Кузанского профессор Вальтер Ойлер (г.Трир, Германия), профессор теологии колледжа св.Патрика Брендан Лихи (Национальный университет Ирландии, Мэйнут), профессор Карл-Христиан Фельми (Германия), профессор факультета истории Ангел Николов (Софийский университет, Болгария), профессор, доктор исторических наук Светлана Зубанова (кафедра теологии РГСУ, Россия) и профессор, доктор экономических наук, декан социологического ф-та ПСТГУ, зам. декана социологического ф-та МГУ Игорь Рязанцев. Пресс-конференцию вел заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда.
В последнее время все чаще СМИ навязывают дискуссию об опасности клерикализации страны. В качестве примеров этой тенденции называют введение курса «Основ Православной культуры» в школах, рост числа теологических факультетов в светских вузах, перспективы введения теологии в список высшей аттестационной комиссии и признания дипломов духовных школ. Об этом говорится, к примеру, в пресловутом «письме десяти», подписанном академиками-атеистами. Для объективной оценки этого вопроса необходимо поставить его в контекст истории и зарубежного опыта. Этому и была посвящена пресс-конференция.
Был затронут вопрос о якобы ненаучности богословия, к чему апеллируют авторы «письма десяти». «Трудно поверить, что такое письмо написали ученые», - заметил проф. Вальтер Ойлер, директора Института изучения наследия Николая Кузанского (г. Трир, Германия). По словам профессора, никакого противоречия между догматичностью теологии и ее научностью нет. Ученые-теологи используют сугубо научные методы исследования, они открыты для дискуссии с верующими и неверующими.
В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о признании дипломов и научных степеней, присваиваемых выпускникам духовных школ. В России государство не признает эти дипломы, т.е. семинарист, проучившийся пять лет, по нашим законам – это человек без высшего образования. В Германии духовные школы приравниваются светским вузам – их выпускники получают такие же дипломы, как и выпускники светских теологических факультетов. Как сообщает проф. К.-Х. Фельми (Германия), пастыри со степенью кандидата или доктора теологии могут преподавать в светских вузах, а их дипломы котируются наряду с дипломами светских университетов. С другой стороны, после окончания светского теологического факультета можно получить сан. В Болгарии также теологический факультет Софийского университета выполняет ту же роль, что духовные семинарии и академии в России – т.е. готовит священнослужителей.
Должны существовать разные формы присутствия теологии в системе высшего образования, считает проф. Брендан Лихи, профессор теологии (колледж св. Патрика, Мэйнут (Национальный университет Ирландии, Мэйнут): факультеты в университетах, межфакультетские и межуниверситетские кафедры, отдельные институты.
«Богословие нельзя прогнать из государственных или частных университетов. Церковь и верующие являются частью общества и богословие может только обогатить палитру университетского академического образования», - заключил проф. Ангел Николов, профессор факультета истории (Софийский университет, Болгария).
Отдельно выступавшие остановились на преподавании Основ православной культуры в школе. Опыт Англии предусматривает возможность для любой религиозной организации вести преподавание в школе на основе соответствующего религиозного мировоззрения, сообщил проф. Брендан Лихи.
Проф. К.-Х. Фельми заметил, что в Германии школы не подразделяются на конфессиональные и не конфессиональные, но при этом в школьную программу обязательно входит урок по религии. «Это очень важно, отсутствие такого урока чревато возникновением духовного вакуума, потому что в человеке живет потребность задавать эти вопросы: о смысле жизни, что есть добро и зло», - считает профессор. С недавнего времени началось преподавание курса по исламу в школе. Позиция государства такова, что оно следит за содержанием всех конфессиональных образовательных программ: «Государству важно знать, что на уроках по исламу одновременно не ведется подготовка террористов».
«Государственные требования к программам школ и вузов должны быть гибкими и сочетаться с возможностью дать людям следовать убеждениям», - считает Ангел Николов. В Болгарии предмет «Основы христианской религии», соответствующий нашему ОПК, является частью официальной школьной программы, но преподается факультативно по желанию родителей. Одновременно с этим есть предмет «Основы религии», обязательный для всех учащихся.
Диалог показал, что для зарубежных теологов во многом вообще не понятны проблемы, затронутые в письме десяти академиков. Во многих светских европейских государствах эти вопросы давно решены, и порой гораздо радикальнее, чем в России.