Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В индийском штате Уттаракханд националисты ужесточили наказание за обращение в иную веру

01.09.2025 На днях законодатели индийского штата Уттаракханд приняли поправки к скандальной статье о борьбе с обращениями в иную веру, ужесточив наказание до пожизненного заключения.

Правительству во главе с индуистской националистической партией Бхаратия Джаната (БДП) удалось провести поправку к закону о свободу вероисповедания (версия 2025 года). Закон приняли на коротком заседании ассамблеи 20 августа, хотя на нем разгулялась буря страстей из-за предполагаемых фальсификаций в панчаяте (местном совете). Поправка ужесточает наказание «за принудительное обращение в иную веру» с максимального срока в 10 лет тюремного заключения до пожизненного, при этом на виновного налагается штраф до 1 миллиона индийских рупий (11 500 долларов США).

Таким образом, законопроект вводит самые жесткие ограничения в Индии на свободу слова и вероисповедания. Особое беспокойство у правозащитников вызывают его нормы, которые криминализируют «пропаганду в социальных сетях или цифровых медиа», приравнивая ее к обращению. При этом правительство штата предупреждает, что «таковые действия квалифицируются как пропаганда или подстрекательство к обращению через социальные сети, приложения для сообщений или прочие онлайн-средства массовой информации», и теперь они запрещены и наказуемы.

«Когда статьи закона криминализируют дискуссии о вере в социальных сетях, они угрожают фундаментальному праву каждого гражданина на религиозное самовыражение в эпоху цифровых технологий, – возмущается преподобный Виджайеш Лал (Vijayesh Lal), генеральный секретарь Евангелического братства Индии. – Эти нормы, вводящие наказание вплоть до пожизненного заключения – одни из самых жестоких положений Индии против обращений в иную веру, они уже даже позволяют толковать обычные разговоры о вере как преступления».

Закон предусматривает особо суровые меры наказания за обращение в иную веру лиц, которых государство причисляет к «уязвимым слоям населения». Обращение несовершеннолетних, женщин, представителей определенных каст и племен, инвалидов и умственно отсталых лиц теперь карается тюремным заключением сроком от 5и до 14 лет и штрафом в размере не менее 100 тысяч индийских рупий (1150 долларов США). За групповое обращение предусмотрено тюремное заключение сроком от 7 до 14 лет, а обращение с иностранным финансированием карается заключением сроком от 7 до 14 лет и штрафом в размере от 1 миллиона индийских рупий (11 500 долларов США). Самое строгое наказание – от 20 лет до пожизненного заключения и штрафа в размере от 1 миллиона рупий – вводится за обращение через принуждение, угрозы, посулы, похищения или брачные обещания. Тем, кто скрывает свою религию в целях вступления в брак, грозит тюремное заключение сроком от 3 до 10 лет и штраф в размере 300 тысяч индийских рупий (3 434 доллара США).

«Как только были внесены поправки к статье, на меня обрушились звонки от священников, – говорит в интервью Morning Star News известный адвокат Рохит Сингх (Rohit Singh) из штата Уттаракханд. – Многие в страхе удалили свои проповеди и посты в социальных сетях. Некоторые уже подумывают о бегстве из штата. Онлайн-пожертвования церквям и христианским организациям почти прекратились, поскольку люди опасаются неприятностей. Я считаю, что отныне у нас в Индии больше нет никаких прав».

Примечательно, что поправка против обращений не встретила сопротивления со стороны законодателей, несмотря на недавнюю обеспокоенность лидеров [оппозиционной] партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК) по поводу нападений на христиан. Хотя Конгресс сорвал процедуру выборов в панчаяты (местные сельские советы), партия не предприняла попыток оспорить поправку, грозящую ущемлением прав религиозных меньшинств. «Мы видим, что лидеры Конгресса пишут письма премьер-министру, возмущаясь нападениями на христиан в других штатах, однако их партия и не подумала противиться принятию жестких норм против обращений в своем штате, – говорит отец Лал в интервью Morning Star News. – Это означает, что к проблемам христиан относятся как к политически ничтожной теме, когда за ней не стоит большое число голосов христиан». Поправку еще должен утвердить губернатор штата, и он это наверняка сделает, поскольку против нее нет возражений со стороны оппозиционной партии ИНК. Таким образом, статья с поправками, скорее всего, вступит в силу в самое ближайшее время.

Чиновники, готовившие новую версию статьи, расширили толкование понятия «обращение в иную веру», и теперь наказанию подлежат «изображения служений, обрядов и церемоний любой религии или любой ее неотъемлемой части в ущерб любой другой религии; или прославление одной религии в противовес другой, что квалифицируется как завлечение». Норма также вводит уголовную ответственность за туманные «действия в Интернете» с такими двусмысленными формулировками, что они делают легко уязвимыми для судебного преследования христианские группы в соцсетях, форумы дискуссий о религии и платформы религиозных сообществ. «Нормы против обращения в иную веру превращены в карательный инструмент с помощью расплывчатой терминологии, допускающей процедурные нарушения и избирательные толкования, – говорит Morning Star News сотрудник Всеиндийского католического союза Джон Даял (John Dayal). – Такие термины, как «принуждение», «мошенничество» и «завлечение» толкуются столь широко, что под них подпадают самые невинные действия вроде раздачи Библий или оказания медицинской помощи».

Ведущие издания страны осудили этот закон как чрезмерно суровый. Редакционная коллегия Times of India назвала поправки «драконовскими» и «плохо разработанными нормами», которые «требуют тщательного пересмотра или отмены». Журналисты отмечают, что статья в новой редакции фактически вводит такую систему, в которой «каждого можно арестовать по простому подозрению в умысле», а «имущество обвиняемого можно конфисковать». Особое возмущение у критиков вызывают нормы, которые позволяют окружным судьям конфисковать имущество на основании простого подозрения в причастности к предполагаемой проповеднической деятельности. Теперь статья разрешает арест любого имущества, когда «имеются основания полагать», что оно как-то задействовано для обращения, «независимо от судебного признания факта такого правонарушения». Такое превышение должностных полномочий допускает конфискацию имущества без твердых доказательств вины, судебного надзора и в обход правовой процедуры.

Обновленная статья вводит широчайшие меры принуждения, которые грубо попирают основные конституционные права, по мнению правозащитников. Все подобные правонарушения сразу квалифицируются как злонамеренные и не подлежащие освобождению под залог, и потому могут рассматриваться только сессионными судами. Полиция может арестовывать любого без ордера, а освобождение под залог возможно только в том случае, если суд докажет невиновность обвиняемого и убедится, что он не намерен совершать новые преступления. Даял осуждает подобные нормы как «грубое посягательство на конституционные права». «Права властей на арест без ордера и конфискацию имущества до вынесения обвинительного приговора создают атмосферу страха, – говорит католик. – Они будут применяться для запугивания и ущемления общин меньшинств, особенно христиан, которые составляют всего 0,37 процента населения Уттаракханда».

Премьер-министр Пушкар Сингх Дхами (Pushkar Singh Dhami) защищает поправки, ссылаясь на некие «демографические изменения» в связи с «незаконным принудительным обращением в иную веру» в штате. Однако население штата Уттаракханд на 83 процента состоит из индуистов и примерно на 14 процентов из мусульман, а христиане и прочие верующие составляют доли процента.

Впервые статья против обращений была принята штатом в 2018 году и дополнена в 2022 году нормами из антитеррористического законодательства, согласно которым «незаконное обращение» признается тяжким преступлением, не подлежащим освобождению под залог и не требующим ордера на арест, при этом бремя доказывания лежит на обвиняемом. Закон о свободе вероисповедания штата Уттаракханд 2018 году стал седьмым по счету в Индии, его аналоги на тот момент действовали в штатах Одиша, Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Гуджарат, Химачал-Прадеш и Джаркханд.

Нынешние поправки пополняют пакет все более строгих норм о «против обращений», которые индуистские экстремисты используют для ложных обвинений христиан. «Двадцать лет назад лишь полиция притесняла христиан и срывала богослужения, а теперь негосударственные субъекты действуют заодно с полицией, как будто эти «активисты» имеют правоохранительные права, и устраивают всевозможные беспорядки и вандализм, – сокрушается адвокат Сингх. – Это большая перемена означает новый шаг к бесправию верующих».

«Мы осуждает поправки как полностью нарушающие Конституцию Индии, которая гласит, что все люди в равной мере имеют право на свободу совести и право свободно исповедовать, практиковать и распространять религию, – говорит АК Майкл (AC Michael), глава Форума христианского единства (United Christian Forum). – Напомню, что 16 мая Верховный суд штата Уттар-Прадеш отметил при изучении норм против обращений в иную веру, что некоторые из них явно нарушают фундаментальное право на свободу веры, гарантированное статьей 25 Конституции».

Озабоченность христианских лидеров вызывают не просто юридические препоны, но и посягательство на фундаментальные основы демократических ценностей Индии. Преподобный Ричард Хауэлл (Richard Howell), директор Теологического института Калеба (Caleb Theological Institute), считает, что дискуссия перешла от процедурных вопросов к более глубоким проблемам религиозной свободы и социальной сплоченности. «Нынешняя борьба ведется не только за и против этих положений как таковых, – говорит Хауэлл в интервью Morning Star News. – Речь также идет о совести, плюрализме и значении христианской любви и свидетельства. Суды и законы применяют и определяют процедуры, но они не могут объяснить нам, что означает свобода совести, сколько голосов должно быть у демократии, и почему церковь кормит голодных без каких-либо условий. На самом деле вопрос прост – могут ли индийцы по-прежнему свободно выбирать веру, жить в добрососедстве при всех своих глубоких различиях и служить друг другу без взаимных подозрений?»

В ужесточении законов штата Уттаракханд просматривается более широкая логика гонений, поскольку ужесточение норм – лишь очередной шаг в масштабных национальных процессах, которые делают исповедание христианства все более опасным. По словам правозащитников, враждебная позиция индуистского националистического правительства Нарендры Моди с 2014 года стала причиной роста гонений на христиан по всей Индии. «По мере того, как власти штатов все шире вводят нормы, ущемляющие исповедание христианства, нам становится все яснее, что в стране возводится антихристианская политическая система, – говорит Майкл. – Более того, насилия над христианами резко выросли с примерно 100 случаев в 2014 году до более 800 в 2024 году, и это доказывает, что христианам все опаснее исповедовать свою веру в Индии». Для многих христиан, сталкивающихся с этой новой реальностью, вера остается единственной опорой и ответом на будущие опасности. «Что бы ни случилось с нашей общиной и храмами в штате Уттаракханд или еще где-либо в Индии, все это в руках Божьих, а мы смиренно уповаем на Господа», – говорит Сингх.

Редакция текста от: 01.09.2025 06:43:04