16.11.2023 У Галилейского моря, прямо под апсидой базилики византийского периода в ныне затерянной деревне Вифсаида (Эль-Арадже), израильские археологи нашли остатки стены, которая предшествовала церкви. Строители древнего храма, судя по всему, полагали, что стена, над которой они бережно расположили апсиду своего здания, принадлежала дому братьев-апостолов Иисуса Христа: Петра и Андрея, сообщает израильское издание Нaaretz.
Тем не менее, археологи считают, что этого не могло быть, так как стена датируется вторым или третьим веком. По мнению исследователей, руководивших раскопками в Эль-Арадже, профессора Мордехая Авиама и профессора Р. Стивена Нотли, это постройка более позднего времени, чем то, в которое жили апостолы.
Однако перпендикулярно этой стене, в нижнем археологическом слое, также под полом апсиды, находилась еще одна стена. Этот остаток на самом деле относится к первому веку – времени Иисуса и Его апостолов. Нельзя с полной уверенностью утверждать, была ли это на самом деле часть дома Петра и Андрея, но она возведена именно в их время.
Две стены: одна – второго или третьего века, а другая – первого, были обнаружены, когда мозаичный пол апсиды был умело удален реставраторами (в конечном итоге пол планируется отреставрировать).
Существует множество доказательств, подтверждающих интерпретацию Эль-Араджа как Вифсаиды, а церкви в этом седении – как церкви св. Петра, также известной как церковь Апостолов. Прежде всего, важно, что византийцы никогда не строили свои базилики где-то просто так: они всегда строились с апсидой, расположенной над священной реликвией, объясняет Авиам.
Кроме того, Евсевий, написавший Ономастикон в 304 году, как указывает Нотли, упоминал Вифсаиду по одной причине: здесь был дом апостолов. «Не ради исцеления слепого, описанного в Евангелии от Марка, или ради насыщения множества людей на окраине Вифсаиды, описанного в Евангелии от Луки, а потому что это город апостолов», — говорит Нотли.
Нотли отмечает по поводу Евсевия: «На мой взгляд, его запись в Ономастиконе является примером преемственности христианской памяти о тесной связи Вифсаиды и дома апостолов Петра, Андрея и Филиппа, описанного в Иоанна 1:44». Евсевий писал: «Вифсаида. Город Андрея, Петра и Филиппа. Он расположен в Галилее, на Геннисаретском озере».
Между тем, расположение этой стены и любовная забота, с которой строители церкви «упаковали» ее и сохранили, позволяют предположить, что это была священная реликвия; что византийцы почитали эту стену.
Почитание стены давно исчезнувшего священного здания не является чем-то неизвестным. «Стена Плача» в Иерусалиме почитается как остаток Второго Храма или, по крайней мере, стены, окружающей его двор. Теперь же археологи нашли доказательства того, что византийцы поклонялись стене дома в рыбацкой деревне на Галилейском море, на территории современного северного Израиля.
Вифсаида внезапно исчезла из еврейских и христианских исторических источников в конце третьего века, возможно, потому, что она была затоплена в период, когда уровень Галилейского озера поднялся. В какой-то момент память о местонахождении этой еврейской деревни римской эпохи была потеряна, не говоря уже о воспоминаниях о местах внутри нее.
Но, возможно, эти воспоминания были утеряны намного позже, быть может, после землетрясения, опустошившего Галилею в восьмом веке. Возможно, когда византийцы обыскивали местность в поисках священных мест, память о деревне и доме Петра и Андрея была еще жива.
«Среди всех апостолов Петр занимает преобладающее положение: он был их лидером», – объясняет Нотли. – «Апсида базилики Святого Петра в Риме находится над тем, что христианская традиция считает могилой того самого святого Петра, чей дом, возможно, сейчас раскопан (или то, что византийцы считали его домом), вместе с дренажной системой этого дома».
«”Почитаемая стена” находится под центром апсиды, в соответствии с византийской традицией обращения со священными реликвиями, и больше там ничего нет (кроме другой стены первого века), – указывает Авиам. – Но византийцы, вероятно, никогда этого не видели. К тому времени, когда они прибыли в поисках дома Петра, спустя сотни лет после этого события, эта стена первого века, вероятно, исчезла под вековой грязью. Строители об этом не знали; они не были строгими с научной точки зрения археологами».
«Еще одним свидетельством того, что найденная стена служила священной реликвией базилики, было то, что церковь не была ориентирована точно на восток/запад, как это было с большинством византийских церквей. Вместо этого ее слегка перекошенная ориентация совпадает с любовно сохраненной “почитаемой стеной”», — объясняет Нотли.
Столетия спустя, когда память о местонахождении Вифсаиды уже померкла – и, по-видимому, находясь в блаженном неведении относительно того, что они делали, – крестоносцы построили на том же месте сахарный завод. Они даже переделали некоторые древние церковные стены. Археологи раскапывают и руины сахарного завода.
«Крестоносцы, по-видимому, были бы огорчены, осознав, что их предприятие по производству сахара не только разрезало части забытой древней базилики, расположенной всего в нескольких футах от ее баптистерия, но, возможно, располагалось буквально на вершине того, что раннехристианская традиция считала домом Петра и Андрея», — отмечают археологи.
«Имейте в виду, что всем этим могли управлять мусульмане», — говорит археолог Ачиа Кон-Тавор. — «Мы не знаем, что сахарным заводом управляли живущие здесь христиане. Вероятно, он принадлежал крестоносцу, франку, но это не значит, что они управляли им».
«Зачем крестоносцам было построено одно из десятков сахарных предприятий именно здесь? Не из-за местных традиций, а потому, что жаркая погода и много воды необходимы для выращивания сахарного тростника», — предполагает Кон-Тавор.
Сегодня это место находится в заповеднике Бетеха, и раскопки ведутся при содействии Управления природы и парков Израиля и Управления древностей Израиля.
Вифсаида упоминается в Евангелии и по другому поводу: «Они пришли в Вифсаиду, и некоторые люди привели слепого и умоляли Иисуса прикоснуться к нему», и его зрение восстановилось (Евангелие от Марка 8:22).
Эль-Араж на северном берегу Галилейского моря — один из двух археологических памятников, претендующих на звание «настоящей Вифсаиды», отмеченной в Новом Завете как родной город Петра и Андрея, а также Филиппа, именем которого надписано гностическое Евангелие. Раскопки здесь начались в 2016 году, почти через столетие после того, как Рудольф де Хаас заметил древние мозаичные плитки рядом с разрушенным османским особняком.
Открытия в Эль-Арадже, сделанные в предыдущие годы, включают церковь, остатки деревни, которая была обитаемой с первого века до нашей эры по третий век нашей эры, а также множество рыболовных снастей — именно этого и следовало ожидать, если бы кто-то нашел еврейскую рыбацкую деревню римского периода.
Раскопки церкви выявили, среди прочего, три надписи, одна из которых содержала обращение ни к кому иному, как к святому Петру.
Преобладание доказательств привело Нотли и Авиама к выводу, что это было не что иное, как «Церковь Петра», церковь Апостолов в деревне Вифсаида.
Само название Эль-Арадж может служить подтверждением того, что это место, а не какое-либо другое, было Вифсаидой, предполагает Нотли. «Эль-Арадж» означает «хромой человек», и он утверждает, что книжники перепутали название «Вифсаида» («рыбацкая деревня») с Вифездой, где Иисус исцелил хромого человека в Иерусалиме.
В самых первых греко-христианских рукописях, посвященных чудесам Иисуса, сбитые с толку переписчики начали называть Бет-Зету (Вифезду) в Иерусалиме Вифсаидой, и каким-то образом Вифсаида приобрела ассоциацию с «хромым человеком».
Добавим, что раскопки в Эль-Арадже продолжаются, несмотря на начало войны 7 октября в Секторе Газа и отъезд иностранных добровольцев, уехавших сразу после начала боевых действий. В частности, за это время археологи раскопали две ступени апсиды.
Открытия этого сезона включают в себя тот факт, что церковь прослужила дольше, чем предполагалось. Судя по всему, церковь действовала сотни лет, с конца пятого по восьмой век.
Длительная деятельность храма подчеркивает его важность в раннехристианском мире. «Это было настолько важно, что они инвестировали в несколько этапов развития и сохранения», — говорит Нотли.
В подтверждение версии о том, что Эль-Арадж был Вифсаидой, домом апостолов, также приводят мнение, что, возможно, это была не самая ранняя церковь в городе.
«Рядом с базиликой растет эвкалипт. Большой. Нет, эвкалипт не является родным для Израиля. Их завозили из Австралии с идеей «осушить болото», начиная с 1880-х годов, и чем меньше об этом будут говорить, тем лучше», — отмечают археологи.
Дерево обеспечивает тень от палящего ближневосточного солнца, но, что более важно, оно растет на вершине другого древнего сооружения, которое, как подозревают археологи, могло быть еще более древней церковью четвертого века (самые ранние годы христианской Византийской империи).
Удаление любого дерева, находящегося в общественной собственности Израиля, требует официального разрешения правительства, объясняет Авиам. Это бюрократическая трясина, но, если будет подано заявление и получено разрешение на раскопки, и если сооружение окажется церковью четвертого века, построенной до церкви, лежащей над «почитаемой стеной», тогда это может свидетельствовать об очень раннем христианском свидетельстве о Вифсаиде», — говорит Нотли.
Кроме того, загадочное сооружение под деревом возле базилики было построено с ориентацией с востока на запад, добавляет Нотли.
«Другими словами, византийцы построили более раннюю церковь на востоке/западе. Но когда они приступили к восстановлению церкви конца пятого века, они решили вместо этого выровнять ее со «священной стеной» под апсидой, даже если это означало, что она не будет располагаться точно с востока на запад», — говорит Нотли.
Почему в древней Вифсаиде было две церкви? Авиам считает, что они действовали в разное время. Более поздний храм заменил предыдущий. В Табхе, в нескольких километрах к западу от Эль-Араджа, также есть церковь пятого века, стоящая над церковью четвертого века, добавляет он.
Похоже, что церковь в Эль-Арадже, была разрушена сильным землетрясением в Галилее в 749 году и поэтому была забыта.
Возможное открытие дома апостолов, почитавшегося в раннехристианской традиции, стало бы одной из самых выдающихся находок в христианской археологии, хотя доказательства могут навсегда остаться неуловимыми.
По словам Авиама, многие почитаемые места не имеют надежного подтверждения идентификации.
«Возьмите могилу раввина второго века Шимона Бар Йохая, Рашби, который жил в римской Иудее и ненавидел римлян. Действительно ли он был похоронен на месте, признанном его могилой, на горе Мерон в Израиле?», — вопрошает Авиам. — «Мы не знаем. Откуда мы знаем, где похоронен Шимон Бар Йохай? В древних еврейских источниках Мерон упоминается как место его захоронения, однако на Мероне находятся десятки древних гробниц, и мы не знаем наверняка, какая из них является могилой Рашби. Выбрали одну могилу и сказали: всё. Как только это было сказано, это стало фактом. В этом сила традиции», — отмечает Авиам. — Поиски утраченных священных мест начались как минимум через 250 лет после событий, на которых было основано Христианство, и в конечном итоге многое сводится к вере. Археологами они не были».
«По крайней мере, один из путей поисков привел византийских верующих в Вифсаиду, родной город Петра, Андрея и Филиппа, и они искали дом апостолов. Как это было идентифицировано? Возможно, кто-то увидел старую стену и сказал: “Вот и все”», — считает Авиам.
«Священное и оригинальное — это не одно и то же», — отмечает Кон-Тавор. Но Авиам все же добавляет: «Эта стена оригинальная».
Археологи пока не говорят, что нашли дом Петра. Они говорят, что нашли византийскую базилику, возникшую раньше, чем предполагалось, в конце V века, которая была построена над «почитаемой стеной», которая, по мнению строителей, предположительно принадлежала дому Петра. В любом случае то, что нашли археологи, является свидетельством раннехристианской традиции.
«С научной точки зрения нам всегда нужно соответствовать критериям», — говорит Нотли. —«Надписи: «Здесь жил Петр» нет. Его дом мог находиться где угодно в Вифсаиде. Нельзя предполагать, что спустя сотни лет после его жизни византийцы поняли это совершенно правильно. Возникает также вопрос о том, когда начали почитать “почитаемую стену”».
«Но факты говорят, что византийцы не просто строили церковь без какой-либо памяти», —продолжает Нотли. — «Существовало стойкое воспоминание, что под церковью существовала деревня первого века, дом апостолов Петра, Андрея и Филиппа. Это придает некоторую достоверность историческим свидетельствам Евангелий: там, где говорится, что что-то происходит, у нас есть соответствующие доказательства».
«Мы копали под церковью и нашли дома первого века», — резюмирует он. — «Это означает, что византийцы живо помнили, где находился город и дом Петра и Андрея, и помнили об этом при строительстве церкви».