"Когда 24 февраля минувшего года Российская Федерация жестоко напала на Украину, это вызвало смятение и ужас в сердцах людей. В тот же день мы призвали приходы и верующих сохранять единство и молиться за всех жертв этой трагедии и за скорейшее восстановление мира в Украине...
Позиция патриарха Кирилла открывалась постепенно. Мне больно говорить, что сначала там была полная тишина, никто ничего не сказал на высоком церковном уровне в защиту мира и против войны. За молчанием последовало обоснование войны и призывы к ней. 6 марта, в Прощеное воскресенье, патриарх обратился к верующим в храме Христа Спасителя в Москве. Из его проповеди следовало: есть оправдание кровавой, агрессивной войне, это – «метафизическая борьба» во имя «права стоять на стороне света…»
И из этой страшной проповеди получается, что необходимость войны России против Украины открывается через «свет Христов, через Евангелие». Ни при каких обстоятельствах не соглашусь с подобным прочтением Евангелия. По моему глубочайшему убеждению, миссия Церкви - «доброго пастыря» - быть миротворцем. В открытом письме от имени верующих нашей архиепископии я умолял патриарха Кирилла ходатайствовать перед российскими властями о том, чтобы они как можно скорее прекратили чудовищную и бессмысленную войну против Украины".
Подчеркнув, что Русской Православной Церкви задаётся «настрой безоговорочной лояльности», митрополит Иоанна сказал:
"Мне горько сознавать, что значительная часть клира поддалась гибельному течению, а говорившие против войны были немедленно устранены. Надо думать, немало священников смотрят иными глазами на «уникальное воскрешение Советского Союза».
...Я написал патриарху Кириллу письмо: «Святейшество, всю любовь, которую западный мир испытывал к России, Вы больно ранили, потому что теперь Россия, которую мы любим, Россия, которая нас вскормила, которая дала нам прекрасных писателей и духовность, эта Россия низко пала в наших глазах… Это не та Россия, которую мы любим. Это попытка реанимации другой России, советской. Теперь у нас трагичный взгляд на Россию, мы боимся, что эта новая Россия самоуничтожится и рухнет в своём возврате к советскому духу, что и наблюдается сейчас»...
Думаю, что патриарх Кирилл совершил большую стратегическую, политическую и церковную ошибку, потому что в итоге он оказался на обочине христианской Церкви. Когда наша архиепископия три с половиной года назад объединялась с Русской Православной Церковью, мы могли вести диалог. А теперь мы видим, что поведение патриаршего престола политизировано. Церкви оказались в очень сложной ситуации, потому что приблизиться к патриарху Кириллу означает сейчас – рисковать", - отметил митрополит Дубнинский.
На вопрос о его позиции относительно будущих отношений Западноевропейской архиепископии с РПЦ, которая открыто поддерживает войну, и о том, может ли она оставаться в составе РПЦ, владыка Иоанн ответил:
"Отношения нашей архиепископии с Русской Православной Церковью канонические, епископ служит в связи с Синодом. Я считаю, что такая связь - именно связь с Синодом, а не с конкретным человеком. ...Есть надежда, что не все члены Священного Синода разделяют односторонний взгляд патриарха на войну России против Украины; даже если они этого не говорят открыто, может быть, они думают так. Итак, мы остаемся вместе с Синодом и не занимаемся политикой в нашей епархии – недопустимо использовать амвон в политических целях. Мы не занимаемся политикой и в нашем соборе Александра Невского в Париже. Но мы молимся о мире, молимся за наших украинских братьев и сестер, на которых напала Россия, по мере сил помогаем им и сохраняем связь со Священным Синодом Русской Православной Церкви", - заявил митрополит Иоанн.