09.02.2023 Иконы, лики на которых вырезаны неумелой рукой, а оклады украшены фантиками от конфет и фольгой с молокозавода, можно увидеть на выставке религиозных артефактов, открывшейся в Государственном музее истории религии. Уникальная экспозиция - первый подобный проект, посвященный эпохе гонений на Церковь, сообщает «Российская газета».
В двух залах - более 70 икон.
Первое, что привлекает внимание, - плакаты антирелигиозной агитации. Один из них, носящий имя «Да здравствует Красная Армия», по своей стилистике напоминает икону. Создан он в годы Гражданской войны, в его центре - два красногвардейца на крылатом коне на фоне огромной красной звезды. Внизу - полки Красной армии. Как пояснила Светлана Семенова, куратор выставки, в написании плаката позаимствованы классические иконописные образы «Архангел Михаил - грозных сил воевода» и «Георгий Победоносец». Только «Михаил» и «Георгий» - красноармейцы, и борются они с теми, кто напал на молодую Советскую республику. Вместо традиционных плащей развеваются знамена победы над Колчаком и Деникиным. Внизу плаката, напоминающего икону, символические изображения врагов советской власти - США, Англии, Франции.
Богоборчество, начатое еще в 1918 году с декрета об отделении церкви от государства, прервало развитие религиозного искусства и ремесел, сформированных за века. Тем не менее традиции не исчезли, верующих в 20-е и 30-е годы века минувшего оставалось много, поэтому иконы стали делать из подсобных материалов. Зачастую создавали лики «богомазы» - люди, не имеющие специальных навыков по написанию святых образов. Порой - вообще плохо умеющие рисовать. Поэтому иконы по современным меркам могли выглядеть наивно. Если удавалось купить фото иконы у нелегально промышляющих торговцев, лик святого оставался вполне каноническим.
Что касается материалов, то по традиции, сформировавшейся еще до революции, широко использовалась самая разная фольга - конфетная, чайная, папиросная и даже рулонная с молокозаводов. По этой причине иконы и прозвали «фолежными». Оклад покрывали блестящей пленкой, после чего простой деревянной «печатью» на нее наносили рисунок. Также для украшения могли использовать совершенно экзотические вещи - например, пионерские галстуки. Цветочные украшения делали из лыка, бумаги, поролона. Кстати, несмотря на то что со времени создания таких икон прошло порядка века, до сих пор с бумажно-поролоновых цветочков краска сошла не полностью.