06.02.2023 В Британии идет выставка документальных свидетельств участия Англиканской церкви в работорговле – среди них есть Библия для рабов с вымаранными упоминаниями о свободе и исходе из рабства, сообщает theguardian.
Помимо Библии для рабов, выставка представляет многие документы, проливающие свет на участие Англиканской церкви в финансировании трансатлантической работорговли и системы колониального управления. Выставка подлинных документов и артефактов, некоторые из которых видят свет впервые, проходит в Ламбетском дворце, где располагается национальная библиотека и архив церкви. Эта экспозиция фактически подводит первый итог широкомасштабной программы работ, запущенной церковью в 2019 году с целью «устранения прошлых ошибок» и изучения исторических связей церкви с работорговлей.
«Степень причастности церкви к работорговле, выявленная нашими исследованиями, оказалась совершенно позорной, – говорит исполнительный директор Церковных комиссаров в Англии Гарет Мостин (Gareth Mostyn). – Экспонаты нашей итоговой выставки вызывают шок и горечь. Мы глубоко скорбим. Для выставки мы подобрали действительно впечатляющие документы, обнаруженные нами при расследовании истории церковной деятельности того периода. Цель нашей экспозиции – показать народу, что вся та неприглядная история рассказана нами без утаек и недомолвок, мы не скрываем ничего из наших находок».
Выставка проходит одновременно с вестью об учреждении Англиканской церковью Британии фонда в 100 миллионов фунтов стерлингов, который, по уверениям ее представителей, пока не предназначен для компенсаций или репараций. Это не помешало критикам подчеркнуть, что эта сумма, если она все же пойдет на компенсации, ничтожна в сравнении с расчетной примерной прибылью в 1,3 млрд фунтов стерлингов от церковных вложений в работорговлю. «Невозможно собрать такую невообразимую сумму денег, чтобы полностью возместить ущерб», - признает Мостин.
Среди экспонатов привлекает особое внимание редчайшая Библия для рабов (всего до наших дней дошло лишь три-четыре экземпляра), изданная в 1807-8 годах Англиканским сообществом церквей. Строгие цензоры тщательно вычистили из нее все признаки свободолюбия, исхода и вольнодумства, и оставили лишь около 20% оригинального текста Библии. В экспозиции есть также два трогательных письма с мольбами об освобождении, написанные рабами и отправленные архиепископам. Есть также отдельный раздел выставки, освещающий механизмы прямого участия церкви в работорговле, о чем особо упоминается в итоговом отчете, опубликованном три недели назад.
На выставке представлены бухгалтерские книги о деятельности фонда «Благостыня королевы Анны» (Queen Anne’s Bounty), датируемые началом 18 века. Королевский фонд учредили в 1704 году с целью помощи бедным священнослужителям, а среди его благотворителей преспокойно числился знаменитый работорговец Эдвард Колстон (Edward Colston). Фонд вкладывал львиную долю денег в печально известную Компанию Южных морей (South Sea Company), которая, как было прекрасно известно церкви, занималась ловлей, закупкой и перевозкой чернокожих рабов на плантации – это была ее главная коммерческая деятельность в период с 1714 по 1739 год.
На выставке для объективности также представлены документы, показывающие взгляды ранних аболиционистов, выступавших за отмену рабства и освобождение рабов. По словам Джайлза Мандельброта (Giles Mandelbrote), библиотекаря и архивариуса Ламбетского дворца, они подобраны таким образом, чтобы продемонстрировать публике «тогдашний спектр мнений о работорговле» во всей его широте, не ограничиваясь доминирующими взглядами на эту проблему.
Профессор Роберт Бекфорд (Robert Beckford), признанный богослов и директор Института климата и социальной справедливости Винчестерского университета, считает, что строго дозируемый аболиционизм в лоне церкви и тогдашнем обществе лишь доказывает ханжеское двуличие Англиканской церкви того времени в ее отношении к рабству в Карибском бассейне. «Прекраснодушные мечтания об отмене рабства служили лишь для прикрытия ужасов работорговли одной рукой, и нисколько не мешали другой рукой поддерживать тех, кто считал чернокожих недочеловеками. В конечном счете мы видим, что многие среди духовенства и мирян просто предпочитали не замечать, что богословские воззрения церкви сделали возможным рабство и даже оправдывали его».
Особенно ярко, по его словам, двуличие церкви доказывают некоторые документы поместья Кодрингтона (Codrington Estate) на Барбадосе. Это поместье в 1710 году перешло по духовному завещанию под управление миссионерской службы Англиканской церкви – так называемого Общества распространения Евангелия в зарубежных странах (Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts, SPG), в правлении которого состояли несколько архиепископов. Поместье Кодрингтона было типичной рабовладельческой плантацией, богатевшей за счет труда сотен африканских рабов. Хилари Беклз (Hilary Beckles), глава Комитета Caricom по возмещению ущерба (Caricom reparations committee) свидетельствует, что «эта плантация считалась в то время одной из самых жестоких на Барбадосе, а рабов там клеймили как скот – раскаленным железом с тавром SPG».
«Эта выставка стала для нас долгожданным первым шагом к восстановлению справедливости, – говорит Беклз. – Однако хотелось бы представить на ней более полные и ясные свидетельства связи церкви с Кодрингтонской плантацией. Пока нам не удалось это сделать, а потому публика может заподозрить нас в лучшем случае в неискренности и умолчании, а в худшем – в попытке обелить церковь, показать ее непричастность к управлению рабовладельческой плантацией на Барбадосе». Церковные комиссары по Англии заявили, что деятельность плантации выходит за тематические рамки выставки, поскольку поместье в то время принадлежало миссии SPG, которая проводит свое собственное расследование страшной истории плантации.
А тем временем [чернокожая] сценаристка Дезире Баптисте (Desirée Baptiste) поспешила застолбить скандальную и прибыльную тему Кодрингтонской плантации и написала по ее мотивам новую пьесу, где главной героиней выступает «черная рабыня Англиканской церкви». Чтения пьесы уже включены в программу выступлений в библиотеке Ламбетского дворца на 22 февраля и 15 марта. «Я благодарна всем неравнодушным за предоставленную мне возможность поведать широкой аудитории об этих страшных страницах истории Карибского бассейна, – заявила Баптисте. – Выставка показывает нам отдельные интересные факты, озвучивает кое-какие давние голоса. Однако, если принимать всерьез стремление архиепископа Джастина Уэлби [главы Англиканской церкви] к «полной открытости», нужно показать миру всю правду о рабстве в британских колониях, и первым делом неприкрытую историю Кодрингтонской плантации. А иначе это все для меня выглядит так, словно мы пытаемся ставить пьесу о Холокосте и не упоминаем Освенцим».