25.11.2022 В Индии многие племена возвращаются к «родной вере» языческих праотцев и требуют официальный статус для своих религий, сообщает apnews.
Один из языческих обрядов в лесной деревушке Гудута (в штат Одиша на востоке страны) начинается с танца женщин в красно-белых сари (цвета их веры) под гулкий бой кожаных барабанов. В должный момент мужчины, гордо исповедующие родную веру, не признанную властями, торжественно выходят из хижины и шествуют в священную рощу к «дому богини» во главе с деревенским жрецом Гасией Марандой (Gasia Maranda), неся обрядовые предметы – глиняный кувшин, лук со стрелами, веер и жертвенный топор.
Жители деревни считаются «адиваси» (коренным народом), а исповедуют они Сарна Дхарму – поклонение природным духам. Свое почитание духов жители деревни проявляют, описывая круги вокруг священного растения Сал и трех каменных жертвенников, на которых приносят дары злым духам, дабы их умилостивить. Они преклоняют колени, жрец помазывает камни алой пастой, все кланяются священному растению и возлагают к нему свежие листы с коровьим навозом. «Наши Боги повсюду, – веско говорит Маранда на обратном пути. – Мы видим в природе больше, чем другие».
Власти не торопятся с юридическим признанием Сарна Дхармы, хотя ее исповедуют примерно 5 миллионов язычников по всей стране. Те все настойчивей добиваются официального признания, считая, что оно поможет сохранить их традиции, историю и культуру на фоне упорного ущемления прав коренных племен в Индии. Гражданам страны разрешается исповедовать лишь одну из шести официально признанных религий – индуизм, буддизм, христианство, ислам, джайнизм или сикхизм. Хотя при переписи можно выбрать графу «другая вера», многие поклонники природы скрывают родную веру, чтобы не быть «белыми воронами», и выбирают одну из шести признанных религий.
Племенные активисты провели демонстрации с требованиями официального статуса для Сарна Дхармы в канун грядущей переписи населения. Протесты заметно усилились после июльских выборов, на которых пятнадцатым президентом Индии избрали Друпади Мурму (Droupadi Murmu), первую женщину коренного племени. Родноверов вдохновила эта историческая победа, они ожидают, что теперь правительство признает, наконец, духовные нужды коренного населения страны, достигающего 110 миллионов человек по данным последней переписи. Племена разбросаны по разным штатам, разделены на сотни кланов, у них разные предания, языки и имена богов и духов. При этом многие из них – хотя и не все – исповедуют Сарна Дхарму.
Протесты язычников возглавляет Салхан Мурму (Salkhan Murmu), бывший депутат парламента и видный жрец Сарна Дхармы. Он проводит сидячие демонстрации во многих штатах и собирает на них многотысячные толпы сторонников. На недавней акции протеста в Ранчи, столице штата Джаркханд, родноверы расселись на шоссе и полностью перекрыли движение, пока Мурму выступал с установленной тут же сцены в традиционном племенном наряде. «Это борьба за наше самоопределение! – взывал Мурма к огромной толпе, а та откликалась аплодисментами и криками «Победа Сарна Дхарме», вздымая вверх кулаки.
«Если Сарна Дхарма исчезнет, вместе с ней исчезнет и последняя связь страны с ее первыми жителями», - таков главный лозунг Мурмы в его борьбе за признание родной веры. Этот лозунг находит отклик у многих, число сторонников быстро растет, а кампания протеста уверенно перерастает в общественное движение. «Если наша вера не будет признана правительством, мы исчезнем, – заявил Мурму на митинге в деревне Ангарпада в штате Одиша. – Когда мы все отречемся от родной веры и перейдем в иную религию под давлением, посулами или из приспособленчества, мы предадим и утратим нашу историю, культуру, традиции, весь наш образ жизни».
Движение Мурму уже не первая попытка принудить власть к официальному признанию родноверов. В 2011 году правительственное агентство по делам коренных племен обратилось к федеральному правительству с просьбой включить Сарна Дхарму в форму переписи того года. В 2020 году штат Джаркханд, где коренные племена составляют почти 27% населения, подал аналогичную петицию. Однако федеральное правительство никак не реагирует на подобные запросы.
Один из главных аргументов в пользу официального признания Сарна Дхармы – огромное число поклонников природы в Индии, говорит антрополог Карма Ораон (Karma Oraon), преподаватель в университете Ранчи, многие годы изучающий коренные племена. Национальная перепись 2011 года показывает, что приверженцев Сарна Дхармы в Индии больше, чем джайнов, которые уже давно признаны и считаются шестой по численности религиозной общиной страны. Первыми идут в этом списке индусы, они составляют почти 80% 1,4-миллиардного населения страны. В переписи 2011 года около 4,9 миллионов человек отметили графу «другая вера», имея в виду большей частью Сарна Дхарму. Для сравнения, джайнское население Индии составляет чуть более 4,5 миллионов человек. «Наших единоверцев больше, чем официально признанных джайнов, – возмущается Ораон. – Почему же тогда нашу веру не признают?»
Интересно, что даже в колониальную эпоху у коренных племен было больше прав. Так, в переписи 1871 года при британском правлении значились «анимизм», «местная вера» и «племенная вера». Эти категории исчезли из первой переписи 1951 года при независимой Индии. Родноверы считают, что официальный статус Сарна Дхармы поможет бороться с «экзистенциальными угрозами вере». В стране идет активное разрушение природной среды промышленностью и горнодобывающими компаниями, с утратой племенных деревень и разрывом поколений. Молодежь отказывается от многовековых религиозных традиций ради городской жизни. «Мы переживаем тяжкий кризис самоопределения», - скорбит Ораон.
Распад язычества усугубляют индуистские националисты, в том числе из правящей партии Нарендры Моди, всячески завлекающие родноверов в лоно индуизма. Это помогает им расширить свою электоральную базу и выполнить свою программу преобразования светской Индии в индуистское государство. Индуисты искренне полагают, что коренные племена Индии всегда были индусами, хотя сами приверженцы Сарна Дхармы считают, что их вера не принадлежит ни к монотеизму, ни к политеизму. У Сарна Дхармы нет храмов и священных писаний, нет концепции рая и ада, нет образов богов и богинь. В отличие от индуизма, у этой веры нет кастовой системы и концепции перерождения. «Наши соплеменники иной раз заводят культурные связи с индуистами, однако мы не растворяемся в их религии», - говорит Ораон.
И все же подспудное растворение идет. Еще в конце 19 века многие язычники в Джаркханде, Одише и других штатах обратились в христианство, индуизм и ислам по разным причинам – особенно их привлекало бесплатное образование. По словам Бандхана Тигги (Bandhan Tigga), жреца Сарна Дхармы, многие единоверцы оказывают сопротивление обращению. Когда в их села прибывают индуистские миссионеры, язычники приносят в жертву коров, священное животное для индусов, оскорбляя их чувства. А когда появляются мусульманские миссионеры, они забивают свиней – нечистых животных для ислама. «Наши женщины даже мажут лбы свиным или говяжьим жиром, дабы отвратить женихов из числа индусов и мусульман, – говорит Тигга. – Христианские миссионеры в наши дни тоже проповедуют безуспешно, хотя кое-кого обращают. Я много езжу по их стопам в глухих районах восточной Индии и убеждаю совращенных ими вернуться к родной вере».