14.04.2022 В 2016 году к северо-востоку от Галилейского моря, недалеко от деревни Эль-Арадж археологи обнаружили руины византийской базилики. Руководители раскопок Р. Стивен Нотли, профессор нью-йоркского колледжа Nyack, и М. Авиам, профессор колледжа Kinneret, теперь уверены: евангельская Вифсаида находилась именно здесь. Церковь была построена в конце V века и, возможно, является церковью Апостолов — базиликой, возведённой на месте дома апостола Петра.
В течение пяти лет место раскопок в Эль-Арадже было затоплено, поэтому работы приостановили. С осени 2021 года они возобновились. Однако версия, что Эль-Арадж является Вифсаидой и найденная церковь находится на месте, где некогда жил апостол Пётр, пока не подтверждена. Этому есть несколько причин.
Во-первых, израильское правительство признало Эт-Телль, расположенный недалеко от Эль-Араджа, Вифсаидой несколько десятилетий назад. Во-вторых, на Западе существует теория, что дом апостола Петра на самом деле находился в Капернауме.
Первому аргументу существует очень простое объяснение: ранее в Эль-Арадже не было обнаружено ничего, что могло бы указать на расположение там города размером с Вифсаиду; в то же время в Эт-Телле уже давно были найдены остатки города железного века. Есть также некоторые находки римского периода, но их недостаточно, чтобы идентифицировать город.
Сейчас, после обнаружения руин древней церкви, версия о нахождении Вифсаиды именно в Эль-Арадже вновь становится актуальной и может дать ответ на вопрос, почему Вифсаида, упоминаемая до конца III века, затем исчезла на двести лет. Город вновь появляется в летописях с V столетия. Профессор Нотли и его коллега предполагают, что какое-то время Вифсаида была затоплена, а после отступления воды византийцы построили базилику на месте, которое традиционно считалось домом святого Петра. Но это противоречит теории о том, что дом апостола находился в Капернауме.
Эта теория была выдвинута французским учёным Годаном Орфали в 1921 г. и основана на данных раскопок, при которых в этом городе обнаружили восьмиугольную церковь. Учёный предположил, что это и есть Церковь Апостолов на месте дома святого Петра, и подкрепил свою теорию следующими аргументами:
1. Евангелия от Марка и Луки позволяют предположить, что Пётр мог жить в Капернауме:
Мк. 1: 21; 29: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. […] Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном».
Лк. 4: 31; 38: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. […] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней».
2. Кроме того, когда Орфали определил восьмиугольный мартирий как базилику Петра, других похожих находок не было.
3. В 570-х годах неизвестный паломник из Пьяченцы (Италия) писал: «Затем мы пришли в город Тивериаду, где есть горячие ванны, наполненные, естественно, солёной водой, хотя вода самого моря пресная. Это 60 миль вокруг моря. Мы также пришли в Капернаум и в дом Святого Петра, который теперь является только базиликой».
4. Другие доказательства найдены у Петра Диакона (1115—1159), библиотекаря, собирателя материалов в XII веке, во времена крестоносцев. Пётр Диакон цитирует преподобного Беду, который якобы обладал недостающими частями маршрута паломника Эгерии начала IV века. В этих недостающих фрагментах Эгерия якобы говорит о церкви, построенной над домом Петра в Капернауме.
Однако данные аргументы вовсе не неопровержимы, как представляет Орфали. Петра Диакона, скорее всего, нельзя считать надёжным историческим источником, поскольку многие учёные утверждают, что большое количество его трудов скопированы у кого-то или просто подделаны. Что касается паломника из Пьяченцы, то фразу «…, и до...» он часто использует, рассказывая не только о перемещении между объектами, но и во времени. Поэтому он вполне мог иметь в виду, что они пошли сначала в Капернаум, а затем отправились в базилику в Вифсаиде. С открытием базилики в Эль-Арадже второй аргумент также теряет силу. Что касается перечисленных фрагментов Священного Писания, то они действительно могут позволить кому-то поверить, что дом апостола Петра находился в Капернауме, хотя в Евангелии от Луки (7:36–50) упоминаются и другие люди с именем Симон, и мы не знаем наверняка, является ли упомянутый человек Петром. В конце концов, Новый Завет также даёт нам повод отрицать теорию Орфали на основании Евангелия от Иоанна 1:44: «...Пётр был из города Вифсаиды».
Профессор Нотли также утверждает, что паломник из Пьяченцы точно описал церковь как базилику, а у византийских архитекторов были строгие правила строительства. Таким образом, восьмиугольник, как в Капернауме, не мог быть назван базиликой. Два других паломника, святой Виллибальд в VIII веке и паломник по имени Феодосий в 530 году, описывают Вифсаиду как город, в котором находится Церковь Апостолов.
Таким образом, доказательства местонахождения дома апостола Петра на месте восьмиугольной церкви Капернаума довольно слабы, и научное сообщество может, наконец, вернуться к позиции Церкви: дом апостола находился в Вифсаиде. Доказательства, которые положили бы конец дискуссии, ещё не найдены, но, возможно, мы получим их по мере продвижения раскопок в Эль-Арадже.