15.11.2021 Легендарная Церковь Апостолов в Вифсаиде была потеряна на более чем 1000 лет. Согласно христианской традиции, она была построена в деревне Вифсаида, на родине апостолов Филиппа, Петра и Андрея Первозванного, на берегу Геннисаретского озера (Галилейского моря). Археологи утверждают, что в местечке Эль-Арадж нашли не только Вифсаиду, но и саму таинственную церковь, сообщает израильская газета «Гаарец».
Во время летних раскопок под руководством профессоров Стивена Нотли из Найакского колледжа (США) и Мордехая Авиама из Академического колледжа Киннерет (Израиль) исследователи, предположительно, нашли доказательство того, что раскопанное сооружение византийского периода некогда было значимой церковью. Это была не придорожная часовня, а богато украшенный молитвенный дом, построенный в конце V или начале VI века с великолепными напольными мозаиками с надписями.
Но в какой-то момент после того, как церковь пострадала от землетрясения, она была «похоронена». Над ней были возведены стены без дверей, точно повторявшие первоначальную структуру здания, и не было никакой возможности попасть внутрь.
До недавнего времени не только Церковь Апостолов, но и само библейское поселение Вифсаида считались потерянными.
«Все святыни христианства, не идущие в сравнение с Иерусалимом или Назаретом, исчезли после мусульманского завоевания», - сказал М. Авиам.
В 1930 году немецкий священник Рудольф де Хаас увидел древнюю мозаику на глубине 2 метров под османским особняком, известным как Бейт-Хабек, на северо-восточном берегу Геннисаретского озера. Де Хаас предположил, что мозаика относится к римскому периоду, предшествовавшему византийскому. Но он был неправ.
В 2016 году Авиам и Нотли начали раскопки между Бейт-Хабеком и Галилеей. Среди их первых находок были позолоченные тессеры – мозаичные плитки, бывшие одной из отличительных особенностей византийских церквей.
Последующее обнаружение мозаик и стен, ориентированных по линии «восток-запад», позволило им предположить, что они нашли Церковь Апостолов и что это и есть затерянная Вифсаида. Но у них не было доказательств.
«Теперь есть доказательства, найденные на летних раскопках», - утверждает Авиам. По крайней мере есть большая (27м на 16 м), богато украшенная значимая византийская церковь, а других крупных церквей византийского стиля в районе пока не найдено.
Косвенными доказательствами также могут служить две надписи на мозаичном полу (характерная черта византийских церквей), хотя и неполные. Одна из них посвящена епископу и описывает ремонт храма в период его служения. По мнению Авиама, это указывает на то, что церковь была достаточно значимой, чтобы требовать ремонта. Во второй надписи упоминается дьякон, построивший комплекс.
Кроме того, археологи верят, что именно эту церковь упоминал православный английский святой Виллибальд Айхштетский, побывавший на Святой Земле и в Константинополе, а позднее помогавший сщмч. Вонифатию в просвещении германских земель. В 724 году, после завоевания Палестины династией Омейядов, Виллибальд совершил паломничество к Геннисаретскому озеру (известному израильтянам как Киннерет), путешествуя по северному берегу. «И оттуда отправились в Вифсаиду, место жительства апостолов Петра и Андрея, где сейчас на месте их дома находится церковь», - говорится в его «Путевых заметках» (Hodoeporicon). «Остались там на ночь, а на следующее утро отправились в Хоразин, где Господь исцелил бесноватых и послал бесов в стадо свиней».
Нотли и Авиам утверждают, что найденное ими сооружение - единственная церковь, соответствующая описанию из путешествия Виллибальда, хотя его родственница Хугебурка, которой он продиктовал свои воспоминания, могла ошибочно написать Хоразин, имея в виду Курси на восточной стороне озера.
Итак, свт. Виллибальд видел Церковь Апостолов в Вифсаиде между Капернаумом и Хоразином / Курси, а затем, примерно через 20 лет, в 749 году, мощнейшее землетрясение сотрясло Святую Землю, в результате чего погибли десятки тысяч человек. А потом случилось нечто странное. Эту церковь «похоронили». Но зачем?
На данный момент у исследователей есть две гипотезы. Согласно первой из них, в средние века здесь появился сахарный завод, и строители возвели его фундамент над церковью, проигнорировав мозаику, так что пол покрылся грязью и разбитыми сосудами с сахаром. Не исключено, что сооружение без дверей служило подвалом фабрики.
Согласно другой гипотезе, церковь была «погребена» преднамеренно после разрушения. Но для чего кому-то понадобилось хоронить церковь? «Возможно, из уважения», - считает Авиам.
Датировка стен неясна. Археологи надеются, что во время следующих раскопок удастся найти более убедительные свидетельства того, что именно эта постройка является знаменитой Церковью Апостолов.
Стоит добавить, что не только Эль-Арадж претендует на право называться «настоящей Вифсаидой». Другой претендент - раскинувшееся на склоне холма местечко Эт-Teлль в нескольких километрах к северу. Последние 35 лет здесь проводит раскопки профессор Рами Арав из Университета Небраски (США). Он считает, что Эт-Teлль - это не только (также давно потерянная) столица упоминаемого в Библии царства Гешур (Гессур), но и еврейская рыбацкая деревня Вифсаида. Но Нотли и Авиам утверждают, что, хотя остатки поселения библейской эпохи впечатляют, здесь с византийского периода ничего не сохранилось, в то время как в Эль-Арадже – руины целой византийской церкви.