29.10.2021 В новой книге журналиста Эндрю Лоулера (Andrew Lawler ) «Под Иерусалимом: закопанная история самого спорного города мира» (Under Jerusalem: The Buried History of the World's Most Contested City) рассказывается о незаконных раскопках 1909–1911 годов в Иерусалиме, сообщает сайт Смитсоновского института.
В анналах археологии они считаются самыми причудливыми раскопками в мировой истории. В состав команды археологов во главе с британским аристократом входили швейцарский ясновидящий, финский поэт, чемпион Англии по крикету и швед, который когда-то управлял пароходом, плававшим по реке Конго. Ни у кого не было специальной подготовки в области археологии.
И объект их поисков не был обычным. Это пестрое собрание людей прибыло в Иерусалим в 1909 году, когда Священный город еще находился под властью Османской империи, управляемой из Стамбула. Они искали не что иное, как знаменитый Ковчег Завета вместе с сокровищами, собранными царем Соломоном 3000 лет назад, которые, согласно легенде, позже были спрятаны.
Эта группа малоподготовленных исследователей начала секретные раскопки, которые привели к международному скандалу, потрясшему Ближний Восток, последствия которого ощущаются по сей день.
Все началось с того, что малоизвестный скандинавский ученый предположил, что он разгадал секретный библейский код, определяющий место захоронения священного сокровища. Сохранившиеся записи Вальтера Ювелиуса представляют собой массу нацарапанных цифр, непонятных фраз и ссылок на Священное Писание, поэтому неясно, какой именно код он якобы расшифровал. Но он был убежден, что священные предметы находятся в иерусалимском туннеле.
Ювелиус путешествовал по Европе, безуспешно ища покровителя, пока не познакомился с капитаном Монтегю Браунлоу Паркером, 30-летним братом английского графа.
Ветеран англо-бурской войны и беспомощный лондонский светский человек, Паркер был заинтригован. Он согласился стать руководителем экспедиции и основал синдикат для продажи 60 000 акций предприятия стоимостью один фунт. Его статус, обаяние и лихая внешность оказались неотразимыми для множества инвесторов, от чикагского мясоперерабатывающего предприятия Дж. Огдена Армора до герцогини Мальборо. Они вложили 2,4 миллиона долларов на покрытие расходов, связанных с раскопками.
Выигрышный аргумент Паркера заключался в том, что эта мизерная сумма вернет не только самый известный в мире священный артефакт, но и огромное состояние. Он подсчитал, что Ковчег вместе с множеством золотых и серебряных блюд, чаш и других драгоценных предметов, упомянутых в библейском тексте, принесет на арт-рынке 200 миллионов долларов — сегодня это примерно 5,7 миллиарда долларов.
Поиск Ковчега был не просто духовным поиском; это также было бы чрезвычайно прибыльным делом.
Есть, однако, основания думать, что интерес Паркера к сокровищу не имел ни религиозного, ни материального характера, а в конечном счете был сугубо романтическим. Одна американская газета позже заявила, что он согласился возглавить предприятие, чтобы заполучить руку богатой разведенной женщины. «Что ж, верни Ковчег Завета, и я снова поговорю с тобой», — якобы сказала она.
Ковчег описан в Книге Исход как прямоугольный деревянный сундук из дерева акации, покрытый сусальным золотом и увенчанный статуями двух херувимов на золотой крышке. Писание утверждает, что он был построен для хранения двух скрижалей с Десятью заповедями вскоре после того, как израильтяне покинули Египет.
«Там, над крышкой между двумя херувимами, которые находятся над Ковчегом Закона Завета, Я встречусь с вами и дам вам все мои повеления для израильтян», — сказал Бог Моисею, давая подробные инструкции по устройству овчега, который можно было носить между двумя деревянными посохами.
Такие святыни были обычным явлением на древнем Ближнем Востоке. Деревянный сундук такого же размера был обнаружен в гробнице царя Тутанхамона, в то время как другие схожие предметы были обнаружены в Египте увенчанными статуями божеств и использовались в качестве саркофагов. Некоторые из них были церемониальными лодками, которые священники носили на шестах. Херувимы из Библейского описания Ковчега Завета, вероятно, произошли из вавилонской традиции.
Что отличает Ковчег от его ближневосточных собратьев, так это библейское утверждение, что он служил мощным духовным оружием, способным разделить реку Иордан, разрушить стены Иерихона и вообще разгромить любого врага израильтян. В Библии говорится, что царь Давид принес его в Иерусалим и экстатически танцевал перед священным объектом, когда тот вносили в город. В конце концов, он был установлен на Храмовой горе, в храме Соломона, в зале, известном как Святая Святых — центральном святилище, доступном только первосвященнику, и то только один раз в год. Его присутствие придало горному городу новую мощную религиозную силу. Тем не менее, в Библии он больше никогда не упоминается.
В 586 г. до н. э. Вавилонская армия напала на Иерусалим и «перенесла в Вавилон все предметы из храма Бога, большие и малые, а также сокровища храма Господа и сокровища царя и его чиновников», сообщает библейская Книга Паралипоменон. Неясно, был ли среди этих объектов сам Ковчег. В любом случае захватчики были третьей армией, упомянутой в Библии, которая разграбила святилище. Взятый, спрятанный или уничтоженный? — судьба Ковчега породила бесчисленные легенды, сотни книг и один блокбастер Стивена Спилберга.
Возможные места для поисков потерянного Ковчега включают эфиопскую церковь, ирландское болото, подвал Ватикана, египетский храм, иорданскую горную вершину и пещеру Мертвого моря. Некоторые еврейские традиции настаивают на том, что священники спрятали Ковчег и другие сокровища под Храмовой горой или рядом с ней, где они якобы оставались даже после разрушения римлянами последнего еврейского святилища в 70 г. н.э.
Девятнадцать веков спустя золотой Купол Скалы и огромная мечеть Аль-Акса возвышались над парками и фонтанами третьего священного места ислама. Раскопки в том, что мусульмане называют «Благородным святилищем», были строго запрещены стамбульским султаном, который был смотрителем самых священных мест ислама.
Ювелиус, однако, считал, что «его перевод еврейского текста означает, что Ковчег Завета можно найти, поднявшись на гору через подземные ходы», как позже писал один из участников экспедиции.
Эти проходы лежали под скалистым хребтом, простирающимся к югу от акрополя, который, как недавно определили археологи, был местом древнего города, завоеванного царем Давидом где-то после 1000 г. до н.э. Чтобы попасть к месту «Благородного святилища», нужно было просто преодолеть гребень и найти туннель, ведущий внутрь горы — к сокровищам Соломона.
Паркер поехал из Лондона в Стамбул и получил разрешение на раскопки в обмен на 500 британских фунтов — около 80 000 долларов на сегодняшний день — вместе с секретной сделкой о разделении половины добычи с османскими властями. Летом 1909 года основная часть команды прибыла в палестинский портовый город Яффо, хотя их высадка была задержана из-за вспышки бубонной чумы. Оказавшись в Иерусалиме, группа арендовала роскошную виллу с персидскими коврами и кальянами, с одной комнатой, посвященной ценным находкам, которые, как они были уверены, они скоро соберут.
«Они, безусловно, были самыми странными археологами, посетившими Иерусалим», — отметила Берта Спаффорд Вестер, американский миссионер, выросшая в городе. — «Мы слышали о веселых обедах, которые устраивали англичане, однажды с турецким пашой в качестве гостя, и об использовании ими апельсинов для стрельбы».
Веселье Вестер сменилось гневом, когда она узнала, что команда намеревалась копать на историческом склоне к югу от «Благородного святилища». Она была потрясена «полным отсутствием у них археологических знаний». Это не было преувеличением. Один из участников экспедиции настаивал на том, что Ковчег должен быть найден на горе Арарат, очевидно, перепутав Ноев ковчег с Ковчегом царя Давида.
Под давлением местных эмигрантов Паркер согласился предоставить доступ французскому монаху, который также был археологом, для записи их находок, хотя объект их поиска держался в строжайшей тайне.
Сами раскопки было трудно сохранить в секрете, поскольку на тот момент они были крупнейшими в истории Иерусалима. Около 200 рабочих прорыли под гребнем ходы высотой четыре с половиной фута, куда воздух подавался механическими насосами.
«Мы жили под землей почти все время, когда было светло», — рассказывал позже французский монах. — «Работа продолжалась с наступлением темноты без остановки, при свете факелов и под звуки песен, которые пели рабочие».
Они натолкнулись на многочисленные древние ходы — «темные таинственные туннели, которые, казалось, бесконечно уходили в самые недра скалы». Но монах сказал, что единственными артефактами, которые они нашли, были «несколько старых еврейских плоских ламп, сделанных из обожженной глины, несколько красных глиняных сосудов и несколько металлических мячей для пращи».
Не было никаких следов золота или серебра, не говоря уже о Ковчеге. Вскоре погода стала ужасно холодной и сырой; в какой-то момент рабочие объявили забастовку. Той осенью Паркер и его команда собрались и уехали до следующего лета. Они вернулись с главным инженером революционной системы лондонского метро. К тому времени Ювелиус заболел малярией и разочаровался в поисках. Он отплыл домой, поскольку османские чиновники, наблюдающие за раскопками, стали нетерпеливыми из-за задержек. Уменьшившаяся команда проработала следующую зиму безуспешно.
К весне 1911 года, когда до истечения срока действия разрешения оставалось всего несколько месяцев, Паркер придумал безрассудный и опасный план. Он подкупил мусульманского шейха, ответственного за «Благородное святилище», и приказал ему отправить охрану на исламский праздник, проходящий за пределами города. Впервые со времен крестовых походов это почитаемое место было уязвимо для иностранных нарушителей. В течение девяти последующих ночей Паркер и его люди копались в разных местах платформы, но безрезультатно.
Наконец, когда до окончания праздника оставалось мало времени, Паркер принял еще более опрометчивое решение. На десятую ночь он с небольшой командой вошел в неглубокую пещеру под Куполом Скалы, известную на Западе как Мечеть Омара, недалеко от того самого места, где, как говорят, Мухаммед вознесся на небеса. Английский аристократ был убежден, что это было очевидным местом упокоения Ковчега, поскольку, по слухам, оно отмечало место давно утерянной Святая Святых Соломона. По святости среди мусульман это место превосходили только Мекка и Медина.
Подробности того, что произошло в ночь на 12 апреля 1911 года, туманны. Либо бессонный житель наткнулся на рабочих, когда они рубили камень, либо смотритель, не знавший секрета, услышал шум и поднял тревогу. Бесспорно то, что мусульманские жители Иерусалима быстро заполнили улицы, разгневанные известиями о том, что их святое место подверглось нападению христиан. Опасаясь за свою жизнь, Паркер и его друзья бежали, быстро прыгнув на поезд до Яффо. Они хладнокровно выпили чаю в портовом городе, прежде чем пригласить представителей османских иммиграционных властей на свою яхту. Паркер и его коллеги поплыли к лодке, чтобы подготовиться к встрече с гостями, а затем быстро отплыли.
По всему миру распространились слухи о том, что иностранцы якобы похитили посох Моисея, скрижали с Десятью заповедями или неизвестное количество других реликвий. «Унесенные сокровищем, принадлежащим Соломону», — гласил заголовок статьи от 4 мая в New York Times с подзаголовком: «Английская команда исчезла на яхте после раскопок под мечетью Омара». Три дня спустя та же газета опубликовала длинную статью под названием «Нашли ли англичане Ковчег Завета? Она сообщила: «Считается, что исследователи нашли корону Соломона, его меч и его кольцо, а также древнюю рукопись Библии».
Тем временем около 2000 демонстрантов вышли на улицы города, требуя справедливости. «Произошла ужасная стычка, для подавления которой потребовались оба батальона турецкой пехоты, расквартированные в Иерусалиме», — написал один из участников экспедиции. Шейх «Благородного святилища» и губернатор города были арестованы, но это мало помогло подавить общественное недовольство. «Мусульмане в ярости», — гласил заголовок газеты Evening Star в Вашингтоне, округ Колумбия.
Сообщения в европейской прессе даже предполагали, что выходка Паркера может привести к свержению правительства в Стамбуле. 8 мая османский парламент провел спорное внеочередное заседание. Арабские законодатели представили доказательства того, что иерусалимский паша и местный военачальник были подкуплены Паркером. «Правительство все прикрывает», — заключил возмущенный представитель Черноморского региона. Но, в конце концов, все высокопоставленные чиновники были очищены от обвинений, хотя губернатор Иерусалима все же потерял свой пост.
Одна американская газета предупредила, что охота авантюристов за сокровищами «могла спровоцировать священную войну во всем мире». Это не было преувеличением: события в Священном городе вызвали осуждение исламских лидеров по всему миру, в том числе в Британской Индии. Комиссия индийских мусульман расследовала инцидент и, в конце концов, пришла к выводу, что ничего не было разграблено. Чиновники в Лондоне вздохнули с облегчением.
Паркер вернулся в Великобританию, не осознав последствий своих действий. Казалось, что британское Министерство иностранных дел также не обуздало мошенника-аристократа. Удивительно, но он вернулся в Османскую империю в сентябре того же года для второй попытки отыскать предполагаемое сокровище. Оттоманские друзья посоветовали Паркеру не вставать на якорь в Яффо, и вместо этого Паркер смело отправился в Стамбул. Но между империей и Италией разразилась война, и никакая взятка уже не могла обеспечить ему новое разрешение на раскопки — война превалировала над добычей золота. Паркер так и не вернулся в Иерусалим, а инцидент 1911 года, если его вообще помнили, был отвергнут на Западе как второстепенная комическая опера.
Однако эта невероятная экспедиция не только вдохновила других на поиски Ковчега. Она незаметно посеяла сильное недоверие к археологии среди палестинских мусульман, одновременно заложив основу для палестинского национализма. По словам историка Бруклинского колледжа Луиса Фишмана, этот инцидент продемонстрировал местным арабам, что османам нельзя доверять защиту «Благородного святилища»; палестинцы должны сами обеспечить его неприкосновенность. Купол Скалы и священная платформа вскоре стали центральным символом растущего палестинского национализма. Это сориентировало мусульман Иерусалима на прямой курс на столкновение с растущим потоком еврейских иммигрантов, которые толпились вдоль близлежащей Стены Плача, чтобы помолиться.
Британцы продолжали оккупировать Иерусалим и управлять Палестиной после Первой мировой войны, в то время как Паркер служил в британской армии во Франции, а затем выпал из поля зрения. После смерти своего брата в 1951 году он стал пятым графом Морли и проживал в элегантном георгианском особняке за пределами Плимута. Насколько известно, он никогда больше не говорил и не писал о своем злоключении в Иерусалиме. Излишне говорить, что он так и не завоевал руку своей обожаемой светской львицы, и умер холостяком в 1962 году.