Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В петербургском Эрмитаже представлена выставка церковных облачений

05.05.2021 4 мая 2021 года в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге состоялся пресс-показ выставки православных церковных облачений XVII – начала XX века из собрания музея. Представлены фелони, епитрахили, набедренники, выполненные мастерицами лицевого и золотого шитья, украшенные вышивками, драгоценными камнями и металлами, а также облачения из простой ткани с печатным орнаментом — набойки. Материи выбирались с узорами, преимущественно цветочными, по цвету преобладали красные тона как олицетворение представления о «красном», то есть красивом.

В отличие от светского костюма, церковное облачение не подвержено изменениям под влиянием моды, сохраняя канонические черты на протяжении веков. В отделке изменения все же происходили и связаны были с господствовавшими стилями в декоративно-прикладном искусстве. История некоторых экспонатов удивительна — например, уникальный комплект облачения священника (фелонь и епитрахиль), отделка которого вышивкой металлической нитью по белому муару имеет датировку на подкладке: «Из подвенечного платья Государыни Императрицы Александры Федоровны. Пожертвовано в 1842 году января 12 дня».

Впервые показаны эскизы облачений полковых священников российской гвардии конца XIX века. Отдельное место занимают иконы с ликами и облачениями святых. Интересны предметы облачений, связанные с торжествами Императорского Дома. Среди таких памятников — митра из золотой парчи (1840-е годы), украшенная вышитыми жемчугом орнаментальными мотивами и эмалевыми медальонами в оправе из драгоценных камней. Предполагается, что она была возложена на голову протопресвитера Иоанна Янышева при венчании будущего императора Николая II и великой княжны Александры Федоровны.

Куратор Ирина Кузнецова отметила, что экспонаты попадали в музейный фонд разными путями: из закрытых после 1917 года храмов, когда составлялись описи вещей, имеющих историческое и художественное значение; из экспедиций по стране по сбору памятников народного и древнерусского искусства; из собраний частных коллекционеров, которые не фиксировали, из каких храмов вещи поступили.

«Ранние образцы XVII века шились из привозных восточных и западноевропейских тканей: персидских и турецких. В России производство шелковых тканей зародилось в начале XVIII века при императоре Петре Первом, на протяжении XVIII века. Известность получила расшивочная мастерская купца Лихачева в Санкт-Петербурге: она выполняла работы для Казанского собора. Фелонь из розовой парчи была пожалована императрицей Екатериной Второй. По легенде, она увидела из окон дворца недостроенный храм Успения и, поскольку трепетно относилась к строительству храмов, приказала его закончить. Первым был освящен Успенский придел, и в честь этого она пожаловала фелонь, которая хранилась затем в ризнице храма — ныне Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне. На Руси издавна была традиция жалования парадных платьев высшей знати храмам и монастырям. Из них перешивались церковные облачения и начиналась их вторая жизнь. Отчасти это объясняет, почему до наших дней не дошло ни одного парадного платья из знаменитейшего гардероба императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Второй. Традиционно сохранялись только коронационные платья, которые передавались в Оружейную палату. В XIX веке меняется характер отделки облачения. Используется много золотого шитья», — сказала Ирина Николаевна.

Куратор Наталья Некрасова добавила, что представлены ткани от фабрики Заглодина и Жевержеева — поставщиков Императорского Двора. Апогеем промышленного, эстетического и стилистического развития стали коронационные торжества, на которых появляются практики использования одинакового текстиля для убранства всей церкви, который совпадал с облачением священнослужителей.

Облачения для богослужений в христианстве появились во времена апостолов. Одежды подчеркивали важность и торжественность священнодействия, зрительно отделяя богослужение от обыденной жизни. Они различны для степеней священства: диаконов, священников и епископов. Каждая деталь наделена символическим значением и несет смысловую нагрузку. Основой считается стихарь — символ хитона Господа, одежды Его страданий. Каждая высшая степень церковной иерархии сохраняет права и преимущества предшествующих степеней, внешне это выражается в том, что священные одежды, свойственные низшим степеням, также принадлежат и высшим.

Выставка приурочена к открытию после реставрации малой церкви Зимнего дворца. Храм Сретения Господня был построен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1768 году. Благодаря удобному расположению на втором этаже северо-западного ризалита здесь часто молилась царская семья. При императоре Николае I домовая церковь получила статус собора, каждый год 14 декабря здесь совершалась служба в память трагических событий, связанных с его восшествием на престол. После пожара 1837 года церковь была восстановлена и освящена 2/14 февраля 1839 года. В 1917 году алтарь разобрали, стены и потолок были закрашены, помещение приобрело безликий утилитарный вид. Восстановление длилось несколько лет и завершилось в 2019 году.

Выставка будет работать до сентября сего года.

Редакция текста от: 05.05.2021 21:00:41