28.03.2007 По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви. К концу двадцатого века, сразу после падения советской власти, неверующими себя называли около 40% взрослого населения России (считая тех, кто допускал наличие некоего "высшего начала", но не принадлежали ни религиозной традиции), и еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере.
Недавнее исследование "Стратификация российского общества" показало, что сознательных атеистов в России 15% плюс еще 15% тех, кто верит в Бога, но не относит себя к какому-либо религиозному учению (т. е. нецерковные люди). Для корректности эти респонденты были объединены в одну группу - в целях сравнения динамики показателей начиная с 1991 года. Однако можно сказать, что в составе населения количество неверующих (т. е. людей, отрицающих бытие Божие) за последние пятнадцать лет снизилось вдвое - с примерно 30% в 1991 году до 15% в начале 2006 года. Иными словами, если в 1917 году неверующих было 30% населения, то за весь XX век их фактически столько же и сохранилось, зато за последние пятнадцать лет этот показатель сократился в два раза, сообщает журнал "Фома". В социально-демографическом отношении неверующие немногим отличаются от общества в целом. Различие лишь в том, что среди атеистов заметно больше мужчин - их 66%, а в составе населения страны мужчин - 46%. Показатели возраста и уровня образования у неверующих мало отличаются от средних показателей по стране. Уровень социального оптимизма у атеистов несколько ниже, чем средние значения. Отношение к рыночной экономике и крупным предпринимателям тоже на уровне отношения общества в целом. Подавляющее большинство неверующих, как и вся страна, считают, что сегодня в России поворот назад невозможен, и что главное сейчас - сильная государственная власть.
Неверующие и нецерковные граждане меньше остальных ценят такие качества как "доброта и милосердие", зато "трудолюбие", "порядочность" и "честность" для атеистов столь же важны, как и для всех прочих.
Иными словами, люди, которые не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России, а мысли их вписываются в один из типов мировоззрения, наиболее распространенных сегодня в обществе.