26.10.2020 Митрополиты Лимасольский Афанасий (Николау), Тамасосский Исаия (Киккотис), Киккский Никифор (Киккотис) и хорепископ Амафунтский Николай (Тимиадис):
«С немалым беспокойством и глубокой печалью мы услышали, как его блаженство архиепископ Кипрский кир Хризостом помянул Епифания в качестве “предстоятеля Украинской Церкви” сегодня, в субботу 24 окт. 2020 г., во время Божественной Литургии в монастыре Панагии Хрисорроятиссы при рукоположении во епископа боголюбивейшего епископа Арсинойского кир Панкратия.
1. Рассматриваемое деяние архиепископа представляет собой прямое и открытое попрание соборного, коллегиального и демократического образа жительства Православной Церкви и служения Православной Церкви Кипра, осуществляющегося на основании этого устроения.
2. Этот вопрос блаженнейший выставил на обсуждение на предыдущем заседании Священного синода (9 сент. 2020 г.), и тогда было принято решение рассмотреть его на следующем заседании, чтобы заслушать мнения и позиции всех членов Священного синода и принять соборное решение по вопросу.
3. Провозглашение Епифания “предстоятелем Украинской Церкви” со стороны всесвятейшего Вселенского патриарха Константинопольского кир Варфоломея, произошедшее в прошлом, заставило треснуть единство Православной Церкви. На данный момент только Элладская Церковь и Александрийский Патриархат признали его — по причинам, которые здесь обсуждать представляется неуместным. Все прочие Поместные Церкви занимаю отрицательную позицию по этому вопросу. Следует отметить, что при епископской хиротонии упомянутого Епифания не присутствовал представитель ни одной Поместной Православной Церкви — со всеми вытекающими последствиями.
4. Человек, которого Вселенский патриарх кир Варфоломей провозгласил «предстоятелем» Церкви Украины, не является хоть сколько-нибудь канонически рукоположенным, поскольку происходит из раскольничьих сообществ Украинской церкви. Если бы всесвятейший Вселенский патриарх и вправду хотел следовать каноническому порядку дарования автокефалии Церкви Украины, тогда ее надлежало уделить каноническому митрополиту Киевскому кир Онуфрию. Кроме того, необходимо было заручиться согласием Московского Патриархата, к которому он принадлежал, по согласному мнению всех поместных православных предстоятелей.
5. Деяние Вселенского патриарха кир Варфоломея — дарование “автокефалии” схизматическим структурам Украинской Церкви представляет собой действие самочинное, противное канонам и антицерковное; если же учесть, что Православная Церковь Украины относится к юрисдикции Московского Патриархата, это действие составляет, как мы уже сказали, вторжение в юрисдикцию этого Патриархата. По этой причине Русская Церковь в ответ оправданно разорвала церковное общение со Вселенским Патриархатом, равно как и с Элладской и Александрийской Церквами.
6. Дарование автокефалии мыслимо и возможно, согласно священным канонам и практике нашей Церкви, только в том случае, если присутствует предварительное согласие предстоятелей Поместных Православных Церквей. В рассматриваемом случае Вселенский патриарх, вопреки тому, чего требуют священные каноны и церковное Предание, и в явном противоречии собственным более ранним высказываниям по данному вопросу, действовал односторонним порядком и самочинно. К несчастью, его примеру последовал и предстоятель Кипрской Церкви, пренебрежительно проигнорировав Священный синод, существующий при нем.
7. Решение архиепископа Кипрского помянуть Епифания как “предстоятеля Украинской Церкви” ведет к еще большему усложнению сложившейся среди Православных Церквей обстановки, усилить разворачивающийся раскол во Вселенском Православии и бездумно установить такую же атмосферу и в Кипрской Церкви.
8. Мы призываем Блаженнейшего немедленно отозвать это свое противное канонам и недействительное деяние. Одновременно мы просим всех наших со-епископов в Кипрской Церкви единогласно потребовать созвать внеочередное заседание нашего Священного синода, чтобы рассмотреть этот вопрос и принять соответствующее решение.
9. Наконец, мы должны подчеркнуть, что решение нашего предстоятеля является особенно несвоевременным в свете тех критических обстоятельств, через которые нам приходится сейчас проходить: вопросов этнического характера, а также угрожающих действий, на которые идет Турция в своей завоевательной ненасытности, пытающаяся задушить наш народ.
Все это мы излагаем с уверенностью в своей правоте, сознавая что наш священный долг и наша архиерейская совесть требуют, чтобы мы охраняли канонический порядок и единство Церкви и предотвратили смертный грех раскола, который, как говорит святой Златоуст, “не смывается и мученической кровью”».