12.03.2020 Ученые объявили, что кости, обнаруженные в конце XIX века, вероятно, принадлежат английской святой VII века, сообщает издание британских католиков Сatholic Нerald.
Углеродные датировки подтвердили, что человеческие останки, обнаруженные в церковной стене в 1885 году, датируются седьмым веком и почти наверняка являются костями святой Энсвиты (St Eanswythe), одной из первых английских святых.
Д-р Эндрю Ричардсон (Andrew Richardson) из Кентерберийского археологического треста (Canterbury Archaeological Trust) высоко оценил работу «местного общинного партнерства», в котором кости были датированы с помощью углеродного анализа, и назвал это открытие «ошеломляющим результатом национального значения».
Иссследование останков проводилось в рамках проекта «Открывая Энсвиту» (Finding Eanswythe) и музея Фолкстон (Folkestone Museum). Проект Finding Eanswythe описывается как «общественный проект о национально значимом наследии».
По словам Ричардсона, если кости действительно принадлежат святой Энсвиты, они являются единственными известными сохранившимися останками представителя Кентского королевского дома (Kentish royal house). Королевство Кент существовало с середины V века до 871 года.
Святая Энсвита была внучкой короля Этельберта (Ethelbert), первого христианского короля в Англии, и дочерью Кентского короля Эдбалда (Eadbald). Она родилась примерно в 614 году. Примерно в 630 году она основала бенедиктинский монастырь в городе Фолкстон, на юго-востоке Кента. Считается, что она была настоятельницей этого сообщества и умерла от неизвестных причин в возрасте от 17 до 22 лет. Ее почитание быстро распространилось в окрестностях монастыря, а ее жизнеописание было написано монахом и агиографом Госленом Кентерберийским (Goscelin of Canterbury).
После ее смерти монастырь продолжал существовать некоторое время, прежде чем закрылся, согласно некоторым источникам, после того, как был разграблен викингами, а место, где он стоял обрушилось в море. В 1138 году останки святой Энсвиты были перенесены в новопостроенный монастырь в Фолкстоне, который был назван в ее честь.
15 ноября 1535 года монастырская церковь была захвачена протестантами, и все обнаруженные там реликвии были уничтожены в ходе упразднения монастырей во время Реформации. Останки святой Энсвиты были спрятаны монахами в период Реформации и преследования католиков в Англии. В июне 1885 года были обнаружены кости неизвестного человека, спрятанные в свинцовой коробке, которая была спрятана в стене церкви. Именно они в настоящее время считаются мощами святой Энсвиты.
Ричардсон признал, что, хотя он не был на 100% уверен, что кости принадлежат святой Энсвите, он сказал, что рассматривал вопрос на тех же «условиях уверенности, что и в случае в Ричардом III», и что «на самом деле нет никаких признаков того, что это кто-то другой».
Король Англии Ричард III умер в 1485 году. Его останки были обнаружены в 2012 году на автостоянке в Лестере, на месте снесенной церкви, в которой был погребен монарх. Позже проведенные тесты ДНК подтвердили подлинность останков короля.
В сводке новостей, опубликованной 9 августа 1885 года в «Нью-Йорк таймс», рассказывалось об обнаружении костей святой Энсвиты. «Некие рабочие, сняв штукатурку с ниши в северной стене, заметили, что в кирпичной кладке появились признаки того, что в какой-то период она была потревожена, и был проведен дополнительный поиск. После удаления слоя обломков и разбитых плиток была обнаружена полость, в которой был найден разбитый и подвергшийся коррозии свинцовый гроб овальной формы, около 18 дюймов в длину и 12 дюймов в ширину и около 10 дюймов в высоту», — сообщает «New York Times». «Внутри находились человеческие останки, но в таком разрушающемся состоянии, что викарий отказался позволять их трогать, кроме экспертов», — говорится в сообщении газеты.
Теперь, когда углеродный анализ подтвердил, что останки относятся к седьмому веку, будет проведено дальнейшее ДНК-тестирование и изотопный анализ, чтобы узнать больше о жизни ранней христианской святой.
«Предстоит еще много работы, чтобы полностью реализовать потенциал этого открытия, — сказал Ричардсон. — Но, безусловно, проект представляет собой замечательное соединение не только археологии и истории, но также и традиции непрерывной живой веры в Фолкстоне с середины седьмого века до наших дней».