13.03.2007 Юрист Московской Патриархии Ксения Чернега, комментируя данные "Коммерсанта" о поправках в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", которые ограничат коммерческие возможности Церкви, заявила, что соответствующая норма уже существует - в 50-й статье Гражданского кодекса и в федеральном законе "О некоммерческих организациях". Эта норма предусмотрена и в учредительных документах (уставах) религиозных организаций.
"Коммерческое использование храмов и иного богослужебного имущества в случае их передачи в собственность Церкви совершенно невозможно, по двум основным причинам", - сказала К.Чернега. "Во-первых, это запрещено каноническими правилами. Даже сосуд не может быть передан в соседнюю епархию. В канонах существуют прямые запреты на продажу богослужебного имущества третьим лицам", - пояснила представительница Московской Патриархии. "Во-вторых, в наших уставах (от прихода до епархии) установлен запрет не только на продажу, но и на сдачу в аренду богослужебного имущества", - добавила К.Чернега.
Юрист подчеркнула, что намеченный процесс нельзя назвать "реституцией", поскольку в собственность Церкви будет передано не все некогда изъятое имущество, а только объекты религиозного назначения. "Не о реституции идет речь. Суть в том, что государство передает то имущество, которое оно не может использовать по целевому назначению", - пояснила К.Чернега.
Она напомнила, что до революции в собственности Церкви, помимо богослужебного имущества, находились сельскохозяйственные земли, свечные заводы, доходные дома. "Концепция не предусматривает бесплатной передачи в собственность религиозных организаций таких объектов", - отметила Ксения Чернега.
Вместе с тем, она не исключает возможности их приобретения в будущем, если у Русской Православной Церкви появятся соответствующие финансовые возможности.
К.Чернега сообщила также, что незначительное число объектов религиозного назначения уже возвращены Русской Православной Церкви. В их числе Дивеевский, Ипатьевский, Николо-Угрешский монастыри. Их передача осуществлялась на основе постановления правительства от 2001 года, реализация которого началась только в 2004 году.
Однако, по словам К.Чернеги, постановления недостаточно, чтобы религиозные организации "чувствовали себя защищенными". Например, в законе о приватизации сказано, что вопросы собственности религиозных организаций должны быть урегулированы именно федеральным законом. Кроме того, постановление, в отличие от закона, может быть в любой момент отменено.
К.Чернега также убеждена, что государство должно взять на себя реставрацию возвращаемых Церкви зданий, многие из которых доведены до плачевного состояния. "Государство не должно бросать памятник после его отчуждения", - заключила юрист.