26.12.2019 26 декабря 2019 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви обсудили последствия признания Предстоятелем Александрийского Патриархата раскольнической структуры, действующей на Украине (журнал № 151).
8 ноября 2019 года за Божественной литургией в Каире Патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу украинской раскольнической группы и официально объявил о признании им этой неканонической структуры.
Члены Священного Синода выразили глубокую скорбь в связи с антиканоническими действиями Патриарха Феодора, вступившего в общение с раскольниками.
Было подчеркнуто, что решение Александрийского Патриарха о признании украинских раскольников противоречит его неоднократным заявлениям в поддержку канонической Украинской Православной Церкви и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в том числе сделанным в ходе последнего визита Патриарха Феодора в Украинскую Православную Церковь 27 сентября - 1 октября 2018 года, через три недели после вторжения Константинопольского Патриархата на Украину посредством назначения «экзархов» в Киев.
Участники заседания отметили, что решение о признании раскольнической структуры на Украине не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и, соответственно, не имеет соборного характера, а принято Предстоятелем этой Церкви единолично.
Собравшиеся подтвердили невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. Вместе с тем решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола.
Решением Синода приостановлена деятельность представительства Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском решено преобразовать в приход Русской Православной Церкви в Каире. Приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, выведены из юрисдикции Александрийского Патриархата и получили ставропигиальный статус.