05.03.2019 Выставка «Святая гора и сокровенная Россия» открылась в музее храма Христа Спасителя. В экспозиции ‒ полотна современных мастеров, посвященные духовной связи между Русской Церковью и Афоном ‒ автономным монашеским государством на территории Греции. Репортаж корреспондента телеканала «Культура» Антона Николаева.
Выставка в музее храма Христа Спасителя объединяет работы пяти современных художников, посвященных монашеским обителям Афона и России. Духовным, историческим и культурным связям между ними уже больше тысячи лет. Богомольцы из России ‒ от простых крестьян до великих князей ‒ с незапамятных времен совершали паломничество на Святую гору. Среди них всегда было и остается много представителей творческой интеллигенции.
«Я приезжаю на Афон в любой монастырь ‒ Дохиар, Великая Лавра, Иверон, Филофей, Ставроникита ‒ можно перечислять, где я был. Греческие монахи всегда принимают с лаской, любовью и теплотой. Для меня это мои монастыри, как бы это парадоксально ни звучало», ‒ поделился народный художник России Дмитрий Белюкин.
Кисти Дмитрия Белюкина принадлежит картина, запечатлевшая Киево-Печерскую лавру в ранние предрассветные часы. А вот работа Валерия Страхова ‒ морозное небо Москвы. На полотнах почти нет людей. Кажется, время остановилось и эти картины написаны не вчера, а 100 или даже 1000 лет назад.
«Отрадно видеть, что художники, которые потрудились над этими полотнами, восприняли традицию и постарались изображать не только внешний ряд, но именно духовное сокровенное содержание», ‒ отметил епископ Домодедовский Иоанн.
Участники выставки объединены в группу «Русский мир», главным принципом является следование русской реалистической традиции в живописи и христианское мироощущение, которым пронизаны все полотна.
«Мы не приемлем ничего, что связано с модернизмом, что связано с искажением образа красоты Божьего мира. Поэтому нашей задачей является отображение этой красоты, но не как самобытной красоты, а как формы благодарения творения своему Творцу», ‒ пояснил заслуженный художник РСФСР Николай Анохин.
Работа Николая Анохина под названием «Агиохронос» (по-русски «Священное время») состоит из нескольких фрагментов, каждый из которых изображает один и тот же пейзаж в разное время суток. По словам художника, в своей картине он хотел передать не конкретный момент времени, а его отсутствие ‒ вечность.