22.02.2019 По данным нового социологического исследования, в Германии численность протестантов сокращается быстрее, чем численность католиков, сообщает pewresearch.
Германия, как известно, родина основателя протестантизма Мартина Лютера – христианского богослова и инициатора Реформации, одного из создателей немецкого литературного языка, чьим именем названо одно из направлений протестантизма – лютеранство. Однако уже с середины 20-го века, по данным ряда социологических исследований, протестантизм быстро теряет приверженцев на своей родине, причем темпы отпадения от церкви у протестантов намного выше, чем у католиков.
Так, под данным исследования, проведенного Детлефом Поллаком (Detlef Pollack) и Олафом Мюллером (Olaf Müller), сотрудниками кафедры религии и социологии Мюнстерского университета в Германии, в 1950 году протестанты составляли большинство (59%) населения страны, а следом за ними следовали католики (37%). Эти подсчеты основывались на церковных приходских записях, у которых регистрируются как дети, так и взрослые. За последующие 60 лет доля протестантов упала на 30 процентов, а доля католиков лишь на 7 процентов. Итого, общие доли тех и других в населении страны составляют примерно по одной трети, по данным церковных приходских учетов за 2010 год, приводимых и анализируемых в отчете социологического центра Pew Research Center. Этот спад в численности протестантов и католиков сопровождается заметным ростом доли «религиозно не определившихся» сограждан: в 1950 таковых было лишь 4%, а к 2010 году уже 30%. Последние социологические отчеты показывают также быстрый рост численности мусульман в Германии – во многом благодаря притоку иммигрантов.
Исследователи попытались проанализировать причины уменьшения численности протестантов отдельно для восточной и западной Германии, объединившихся в 1990 году. По мнению Поллака, спад численности протестантов в восточной Германии (образовавшейся в 1949), можно объяснить преследованиями, репрессиями и шельмованием верующих в течение почти 40 лет социалистическими властями страны – и именно поэтому в восточной Германии на сегодня доля нерелигиозного населения выше, чем в западной. При этом резкий спад численности протестантов и относительное укрепление католицизма в западной Германии пытаются объяснять целым рядом причин и процессов в церковной жизни. К примеру, ученые утверждают, что у католиков сильнее связи с приходами благодаря сплоченности в результате многих десятилетий борьбы за веру в качестве религиозного меньшинства, а также благодаря доктринальным отличиям от протестантизма, побуждающих католиков к более тесному церковному общению.
Последние данные социологов Pew Research Center показывают дальнейшее падение доли протестантов в стране. Опрос взрослого населения на тему религиозной принадлежности (которая может отличаться от официальных церковных приходских записей) и деноминации, в которой оно воспитывалось, показал отпадение протестантов от веры по мере взросления. Так 33% воспитывались в протестантской вере, но продолжают исповедовать ее лишь 28% взрослых. У католиков эти цифры более благополучные: 45% воспитывались в католической церкви и 43% сохраняют ей верность во взрослом возрасте.
Обнаружилось также, что германские католики и протестанты примерно в равной степени религиозны в ряде внешних и внутренних аспектов – к примеру, одинаковые доли респондентов в обеих группах утверждают, что ежедневно молятся и глубоко веруют в Господа. Однако протестанты намного больше католиков подвержены влиянию обрядов и духовных практик восточных культов и религий «нового века» (Нью Эйдж) с их мистицизмом и практиками оккультного, эзотерического и синкретического характера. К примеру, треть протестантов Германии верят в астрологию, а среди католиков таковых лишь 23%; и при этом почти четверть (23%) протестантов Германии верят предсказаниям гороскопов, карт Таро и различных ведунов и гадалок, а среди католиков таковых лишь 16%.
Кроме того, аналитики Pew Research Center в своем исследовании, охватившем 15 стран западной Европы, попытались проследить связь религиозности с националистизмом и нетерпимостию к иммигрантам и религиозным меньшинствам, оценивая эти отношения по 10-бальной шкале «НИМ» (NIM – национализм, иммиграция, меньшинства). Оказалось, что христиане всей западной Европы и Германии в целом набирают больше баллов на шкале NIM, чем их нерелигиозные сограждане – то есть настроены более националистически и нетерпимо к иммигрантам и религиозным меньшинствам. В Германии, к примеру, 29% христиан показывают «высокую температуру» нетерпимости на «градуснике» НИМ (в верхней половине шкалы) – в сравнении с 18% в группе нерелигиозных сограждан. При этом националистические и нетерпимые отношения проявляются у католиков гораздо резче, чем у протестантов. Более того, у прихожан католических храмов, посещающих службы относительно часто (не менее раза в месяц), «температура» на шкале НИМ заметно выше, чем у их единоверцев, реже посещающих церковь, и у протестантов (независимо от посещаемости). Следует, однако, отметить, что католическое и протестантское население Германии распределено неравномерно по областям страны, и потому в подобных исследованиях и измерениях нужно учитывать также и географический фактор.