06.02.2019 Атеистка, признавшаяся конгрегации в своем безверии еще в 2013 году, продолжает служить священником в протестантской Объединенной церкви Канады по соглашению со священноначалием, сообщает religionnews.
Грета Воспер (Gretta Vosper) удивляется, что отцы церкви так и не отстранили ее от духовной службы после того знаменательного признания, хотя многие лидеры деноминации неоднократно призывали ее уволить. Почти пять лет в лоне церкви кипели страсти и горячие дебаты, но ее так и не отстранили. «Меня саму это очень удивляет, – признается Воспер. – Я была абсолютно уверена в том, что меня изгонят из церкви». До громкого признания в безверии в 2013 году, Воспер служила на посту священника крупнейшей протестантской деноминации Канады в храме West Hill в Торонто с 1997 года. Неожиданное решение священноначалия о продолжении ее службы было вынесено в канун назначенной даты церковных слушаний о ее «соответствии» посту священника. Слушания были скоропостижно отменены после конфиденциального «соглашения сторон».
Противостояние в церкви вокруг ее личности и признаний особенно обострилось в 2015 году, когда она прояснила свою позицию в открытом письме. В нем она заявляет, что не верит в «существование некоего сверхъестественного существа, чьи цели можно возвести в ранг божественных, определенно истолковать и в качестве таковых безжалостно насадить в человеческом обществе именем этого верховного существа».
В 2016 году церковная конференция в Торонто, к которой принадлежит ее храм, подготовила отчет с заключением о «непригодности» Воспер к дальнейшей службе священником в связи с тем, что ее взгляды входят в «неразрешимое противоречие» с доктринами церковной деноминации. Теологи конференции вынесли вердикт о том, что она «не способна и не желает» подтвердить тот священный обет, который давала при посвящении в духовный сан в 1993 году. Лидеры конференции обратились в Генеральный совет (верховный орган деноминации) с просьбой провести церковные слушания по определению статуса Воспер. Однако в канун слушаний, неожиданно грянула весть о подписании соглашения об условиях ее дальнейшего служения на этом посту. В кратком сообщении для печати, подписанном самой Воспер, лидерами конференции Торонто и клиром храма West Hill, говорится лишь о том, что «сторонам удалось прийти к соглашению по нерешенным вопросам». Конкретные условия этого соглашения держатся в секрете.
В открытом письме членам деноминации, преподобный Ричард Ботт (Richard Bott) отмечает «борьбу сложных чувств» по поводу служения Воспер и подчеркивает, что церковь отстаивает в этой ситуации, как минимум, две главные ценности, «определяющие самую суть нашей церкви», а именно – «мы веруем в Господа» и «мы являемся открытой и общедоступной церковью». Решение по делу Воспер, по его словам, отражает «единство и борьбу этих двух ценностей».
Сама Воспер воздерживается от обсуждения условий соглашения, будучи связана подпиской о неразглашении. Однако отмечает: «Там нет никаких ограничений моих духовных обязанностей, и я могу и далее служить священником, пользуясь всеми правами и исполняя все обязанности такового». Она предполагает, что церковное священноначалие решило пойти на соглашение, чтобы избежать падения авторитета церкви в результате «выноса сора из избы» и дальнейшего полоскания этой истории в СМИ, а также осознав, что сама она твердо решила бороться и не собирается сдаваться.
«Весьма возможно, что церковь еще и убоялась больших расходов по судебным тяжбам» – отмечает Воспер. После ее громкого признания в безверии, активисты тут же сколотили фонд под названием «Друзья Греты Воспер», и в нем накопилось уже 80 тысяч долларов пожертвований со всей страны, а еще 120 тысяч внесла сама Воспер и ее муж. Итого образовался внушительный бастион в 200 тысяч долларов для оплаты предстоящей юридической битвы, который, возможно, и вынудил противников отступить.
При всем своем атеизме, она утверждает, что верует всему тому, что усвоила в семинарии. «Все, чему я учу прихожан, полностью согласуется с богословским образованием, полученным мною в свое время, – утверждает 60-летняя Воспер. – Меня учили, что Библия есть собрание трудов человеческих, а в ее текстах содержится многая мудрость – как древняя, так и современная. Я также усвоила, что Библия не есть единственный источник духовности и морали».
Несмотря на все происшедшее, она верна своему служению на посту священника Объединенной церкви, по ее словам, поскольку любит свою конгрегацию и считает церковь своим домом, несмотря на разногласия с лидерами деноминации. «Я продолжаю считать ее своей родной деноминацией, – говорит атеистка. – Здесь выстроено мое духовное наследие, и если бы мне пришлось оставить свою многолетнюю службу, это было бы просто предательством».