24.09.2018 Презентация новой книги известного церковного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова «Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы...» (издательство «Артос. Содружество в поддержку современной христианской культуры», 2018) состоялась 18 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Выпуск книги приурочен к столетию Поместного собора Русской Православной церкви, революции и начала гонений на церковь. Издание представляет собой сборник докладов, научных статей, лекций и интервью последних лет, в которых автор размышляет о проблемах церковного возрождения, обращаясь к истории XX века, а также переосмысливает свою собственную позицию, преодолевая «искушение историей», как сам он сказал на презентации.
«Бог говорит с человеком через историю» – исходя из этого убеждения, о. Георгий долгое время считал, что можно «воцерковлять людей через историю». Но только в 2000-е годы он, по его словам, понял, что «попытки через историю узнать правду о Христе для нас, русских людей, обречены на неудачу: при таком подходе наш путь ко Христу начинает приобретать характер созидания еще одной идеологии».
Об этом свидетельствуют итоги церковного возрождения последних 30 лет, которое «оказалось ненужным»: «Рождение христианской России, когда люди являются христианами в повседневной жизни, так и не состоялось», а свобода, как и сто лет назад, оказалась для народа «испытанием, которое не удалось пройти», утверждает священник.
Отсюда и выбор названия книги – горькие слова патриарха Тихона, сказанные в 1920 г. в связи с закрытием Троице-Сергиевой лавры. Сравнивая сегодняшнюю ситуацию и опыт 1917 г., о. Георгий отмечает, что «церковь в 90-е гг. не смогла дать пример творческого созидания своей жизни, какой она дала в 1917 г.». И сейчас он так формулирует для себя «главный вопрос»: «Как в этой церкви остаться христианином? Как не забыть Христа, когда тебя постоянно отвлекают: на поклонение тем или иным святыням, на те или иные паломничества и акции, связанные с возрождением Святой Руси (которой никогда не было)…, на выяснение юрисдикционных вопросов?»
«Если мы будем пытаться в России возрождать ту или иную эпоху русской истории, мы, может быть, получим какой-то очередной фантом, будем участвовать в очередной ролевой игре, но мы потеряем способность отдавать себе отчет в том, что эта дорога не ведет ко Христу», – сказал священник. В своей новой книге он делает попытку «объясниться, оправдаться:… на склоне лет могу сказать, что я сам долгое время по существу подменял, как мне кажется, проповедь о Христе проповедью о России».
По-новому о. Георгий осмысливает сейчас и свою 20-летнюю работу в Синодальной комиссии по канонизации (одна из статей нового сборника представляет собой подробный доклад 2010 г. об истории канонизации новомучеников и исповедников Российских). «У меня был на самом деле идеологический посыл, а не благоговение: чем скорее и чем больше мы прославим новомучеников, тем скорее станет ясно хотя бы православным христианам, что коммунистический период – это время абсолютного зла в истории, и мы от него очистимся», – признался историк. Однако чаемого осознания в России так и не произошло, в том числе – и в церковной среде. Наоборот, появилось чувство гордости за «церковь мучеников» и при этом – «нежелание осознать себя потомками тех, кто преследовал церковь, но желание присоседиться к подвигу новомучеников», «героизация тех, кто заслуживает человеческого сострадания». Все это свидетельствует о «потере чувства реальности относительно самих себя», о «глубоком непонимании христианами XX века судеб тех, кто жил 50-70 лет назад», о неистребимой потребности в очередных мифологемах. «Ничего не получилось, потому что в этой деятельности (связанной с прославлением новомучеников – ред.) мы часто забывали Христа, который, конечно же, о всех убиенных имел свое попечение…», – отметил о. Георгий.
Идеология сегодня поставлена на первое место в церкви, согласен с автором книги протоиерей Алексий Уминский. Его тоже тревожит, что в церкви, которая имеет такой сонм новомучников, «ничего не поменялось». «Церковь во время всех катастроф XX века не смогла стать удерживающей силой… и оказалась неспособной даже в этом признаться. …У нас как будто ничего не было, как будто это не наша история, за которую мы в ответе. Но ведь это наша церковь выпустила на свет людей, которые разрушали храмы. Это наши дети сделали такое со своей матерью. Без честного слова о самих себе мы будем и дальше продолжать играть в церковно-государственные отношения…», – сетовал о. Алексий.
Однако он уверен, что «очень-очень скоро» ситуация кардинально изменится: «В самое ближайшее десятилетие церковь столкнется с огромными серьезными проблемами, на которые ей придется отвечать… А мы утешаем себя тем, что мы самая большая церковь… Но мы же все время отодвигаем проблему жизни по Евангелию. Разве церковь умеет свидетельствовать о Христе? Даже в своих внешних отношениях церковь хоть раз по-еванегельски поступила? Последнее место кто-то занял? Прощения у кого-то попросил? За кого-то заступился? Перед кем-то ходатайствовал за тех, кто нуждается в помощи? Мы столетиями не видим таких примеров в нашей церковной истории».
Журналист Константин Эггерт прочитал новую книгу и отметил, что о. Георгий подвел «очень честные и очень неутешительные итоги прошедшего 25-летия». Но такая «честность без иллюзий» не удручает, а только придает сил, «открывает новые дороги». «Эта книга – горькое лекарство. Спасибо, доктор», – поблагодарил журналист автора. Священник Владимир Лапшин тоже поделился впечатлением от книги: по его словам, о. Георгий точно сформулировал то, о чем сам он думает уже 20 лет. Такая книга – «пример мужества», считает о. Владимир.
Отвечая на вопросы о перспективах русской церкви, о. Алексий отметил, что в XXI веке церковь как «массовое православие» будет «практически не нужна»: все больше людей догадывается, что «можно жить и без святой воды и просфорок по утрам», а «освящение машин, квартир и боеголовок уже почти никому не нужно…». И это хорошо, потому что останется только «малое стадо»: «священники будут дорожить своей паствой, епископы – своими священниками, и мы будем учиться жить со Христом».
О. Георгий тоже воодушевлен такой перспективой. Правда, для того, чтобы она стала реальностью, необходимо «материальное благоденствие в нашей стране – и тогда наши храмы опустеют за счет тех, кто ждал от церкви функций врача, соцработника и т.д.». «Большая часть населения оставит церковь в покое, перестанет воспринимать ее как языческое капище, мы станем беднее – и это очень хорошо. И мы останемся с теми немногими, кто чает Христа».
В целом же автор книги признался, что «не ждет ничего хорошего». «Чтобы не потерять человеческий облик, как это случилось с нами в XX веке, надо хотя бы не отдаваться духу ненависти, а учиться в людях видеть людей – вот это самое главное». Не «воссоздание Святой Руси», а совершенно «новая миссия, новая христианизация» – вот что сейчас необходимо. «Мы жили без Христа целый век… Я хочу, чтобы это прекратилось», – подытожил о. Георгий.