Перед началом конференции в домовом храме Издательского Совета в честь прп. Иосифа Волоцкого был совершен молебен святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. По благословению митрополита Климента богослужение возглавил клирик храма св. вмч. Пантелеимона г. Краснодара иерей Андрей Кретов. Диаконский чин возглавил младший научный сотрудник сектора научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета диакон Григорий Слуцкий.
В работе конференции приняли участие митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, выступивший сопредседателем и ведущим первой части собрания, а также ученые, преподаватели и студенты Московской духовной академии, Тамбовской, Калужской, Владимирской и Сретенской семинарий, Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, занимающиеся изучением наследия святителя Феофана Затворника.
Открывая собрание, председатель Издательского Совета митрополит Климент обратился к участникам и гостям конференции с приветственным словом, в котором коснулся начального периода затвора святителя Феофана.
С докладами выступили:
митрополит Тамбовский Феодосий («Храмоздательство в Тамбовской епархии при святителе Феофане Затворнике»);
архимандрит Зосима (Шевчук), наместник Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии («Начало и конечная цель жизни во Христе. Опыт толкования 1-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам святителя Феофана Затворника»);
игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, настоятель Пронского монастыря Рязанской митрополии («Природа и действие духа уныния (по наследию святителя Феофана)»);
протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии («Единство народа, Церкви и государства как результат "усиленной деятельности ради Бога" (по трудам святителя Феофана Затворника)»);
игумен Дионисий (Шленов), заведующий библиотекой Московской духовной академии («"Деятельные и богословские главы" прп. Симеона Нового Богослова в составе русского "Добротолюбия" святителя Феофана Затворника»);
игумения Вера (Ровчан), настоятельница Вышенского Успенского женского монастыря («Какими должны быть инокини, чтобы с мудрыми девами войти в чертог бессмертного Жениха (по книге святителя Феофана "Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество")», доклад зачитала В.В. Каширина, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова);
В.В. Каширина («"Путь ко спасению" в жизни преподобноисповедника Никона Оптинского (по материалам "Дневника послушника Николая Беляева")»);
Г.В. Дьяченко, кандидат филологических наук, кандидат богословия, научный сотрудник сектора Общей психолингвистики ИЯз РАН («Антропологический синтез свт. Феофана Затворника как методологическая основа коммуникативной лингвистики»).
В завершение первой части конференции митрополит Феодосий и митрополит Климент подписали соглашение о научном сотрудничестве между Тамбовской и Калужской духовными семинариями.
Вторую сессию конференции по благословению владыки Климента вели архимандрит Зосима (Шевчук) и игумен Лука (Степанов).
Во второй части форума доклады представили:
иерей Стефан Даниленко, сотрудник секретариата научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета («Неизвестные письма святителя Феофана к священнику, смущающемуся своим неканоничным рукоположением»);
иерей Андрей Кретов, клирик храма св. вмч. Пантелеимона г. Краснодара («Святитель Феофан как переводчик (на основе черновой рукописи перевода богослужебных текстов)»);
иерей Евгений Игнатов, клирик храма Архангела Михаила г. Краснодара («Письма святителя Феофана на Афон»);
иеродиакон Петр (Алексенко), насельник Климовского Покровского мужского монастыря Клинцовской епархии Брянской митрополии («Греховные страсти как смерть души и тела человека (по толкованиям свт. Феофана Затворника посланий св. апостола Павла)»);
иерей Сергей Гандера, помощник проректора по учебной работе (по заочному отделению) Калужской духовной семинарии («Необходимость благодатного возрождения человека в таинствах по учению свт. Феофана Затворника»);
А.Е. Лукьянова, член Русского генеалогического общества, эксперт научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника («Святитель Феофан в судьбе рода Макриновых»);
иерей Александр Алмаев, студент 3-го курса Тамбовской духовной семинарии («Воплощение педагогических воззрений святителя Феофана в его деятельности на Тамбовской кафедре»);
диакон Григорий Слуцкий, сотрудник секретариата научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета («Преподобный Герман Зосимовский — корреспондент святителя Феофана Затворника»);
Алексей Серов, студент 1-го курса Тамбовской духовной семинарии («Проблемы духовной жизни современного человека и их решение в свете наставлений святителя Феофана Затворника»);
Николай Васин, студент 1-го курса магистратуры Сретенской духовной семинарии («Учение святителя Феофана Затворника о добродетели милосердия»);
Павел Матвеев, студент 1-го курса магистратуры Сретенской духовной семинарии («Ступени духовного возрастания по святителю Феофану Затворнику»);
Георгий Боеш, студент 1-го курса магистратуры Сретенской духовной семинарии («Учение святителя Феофана Затворника о страсти гнева»);
Александр Фадеев, студент 3-го курса бакалавриата Сретенской духовной семинарии («Особенности учения святителя Феофана Затворника о влиянии благодати на личность»).
Завершая работу конференции, митрополит Калужский Климент поблагодарил гостей и участников за содержательные и интересные доклады и призвал всех и далее трудиться в изучении наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского.