13.02.2007 8 февраля в Московской Духовной академии состоялся научно-методический семинар по вопросам преподавания курса “История религии” в духовных школах Русской Православной Церкви.
В работе приняли участие преподаватели Московской, Коломенской, Нижегородской, Краснодарской, Екатеринбургской, Рижской, Владимирской, Калужской, Иваново-Вознесенской, Воронежской, Ставропольской, Томской, Тобольской, Барнаульской и Тульской духовных семинарий.
На встрече были согласованы основные приоритеты в преподавании данной дисциплины. Курс “История религий” в духовных школах имеет прежде всего практическую необходимость дать ориентиры по тем вопросам, недоумениям и вызовам, которые с большой вероятностью могут встретиться в пастырской практике приходского священника. По мнению участников встречи, эта практическая направленность курса диктует ряд особенностей, отличающих от аналогичного курса в светских ВУЗах:
1. Представляется целесообразным уделить больше времени и внимания “живым религиям”, которые имеют сколь либо значительное число сторонников в настоящее время, чем “мёртвым” религиям, которые существовали в истории, но впоследствии исчезли (религии Шумера, Древнего Египта, Древней Греции, и т.д.).
2. Среди “живых” религий разумно уделять больше внимания тем, которые более распространены и представлены в России (или данной епархии), чем тем, последователей которых здесь или нет совсем, или крайне мало.
3. К особенностям преподавания предмета “история религий” в духовных школах следует отнести краткость раздела, посвящённого Христианству: подразумевается, что студенты в полном объёме получат необходимые сведения о Христианстве из других обязательных дисциплин: “Догматическое Богословие”, “Ветхий и Новый Завет”, “История Церкви”, “Литургика” и др. В рамках религиоведческой дисциплины уместно рассмотреть тему “Христианство в контексте других религий”, критически разбирая гипотезы о “заимствовании” Христианством идей и сюжетов из других религий.
4. Относительно содержания кажется целесообразным предлагать студентам в первую очередь те темы, которые позволят им лучше уяснить суть той или иной религии, её внутреннюю логику, то есть, делать больший упор на вероучении, нежели на излишне подробном углублении в историю.
5. Учитывая практическую направленность курса, очень желательно при изложении ключевых положений рассматриваемой религии проводить сравнения с Христианским учением.
6. Для этого наиболее уместно при обзоре той или иной религии приводить высказывания святых отцов о ней (нам известны такие высказывания относительно язычества, ислама, буддизма, позднего иудаизма, индуизма, конфуцианства), а также мысли лучших православных авторов, писавших об этих религиях.
7. В том случае, когда разбираются миссионерски активные религии, стоит уделить внимание основным полемическим аргументам, направляемым со стороны приверженцев этих религий в адрес Христианства. Имеет смысл рассмотреть историю взаимоотношений христиан и адептов данной религии, указать миссионерские успехи Православия среди них, упомянуть святых Православной Церкви, которые пришли ко Христу, обратившись от своих прежних религий (в наших святцах есть святые, обратившиеся из язычества, ислама, позднего иудаизма, зороастризма, индуизма, религий Китая).
8. Стоит уделять внимание обзору библейского и святоотеческого отношения к иным религиям как таковым, нормам отношения христианина к иным религиям, их культовым предметам, и приверженцам, ориентируясь при этом на канонические постановления соборов Православной Церкви по данной теме.
Участники семинара также отметили, что одной из серьёзных трудностей в преподавании курса “История религий” для духовных школ является отсутствие современных учебных пособий достаточного качества с учётом указанной выше специфики. В связи с этим участниками семинара была выражена надежда на церковную поддержку работ в этом направлении.