15.02.2018 14 февраля 2018 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты».
Организаторами встречи выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Межрелигиозный совет России. В работе конференции приняли участие руководители органов управления в сфере образования субъектов Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, региональных институтов повышения квалификации педагогических работников и развития образования, деятели науки.
В рамках пленарного заседания выступили: первый заместитель министра образования и науки В.В. Переверзева, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир-хазрат Мухетдинов, академик Российской академии образования, ректор Российского университета дружбы народов, доктор физико-математических наук, профессор В.М. Филиппов, член-корреспондент Российской академии образования, ректор Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, профессор А.В. Лубков.
Приветственное послание в адрес участников пленарного заседания направила министр образования и науки О.Ю. Васильева. В нем, в частности, говорится: «Сегодня одной из важнейших задач в сфере отечественного образования является обеспечение единства образовательного пространства на территории Российской Федерации. Именно поэтому так важен конструктивный диалог представителей традиционных религиозных организаций России, науки, культуры, образования, общественных организаций, органов законодательной и исполнительной власти по самому широкому спектру вопросов. Особое значение имеет развитие форм воспитания в школе и вузе на основе духовно-нравственных ценностей, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению».
Как отметила первый заместитель министра образования и науки В.В. Переверзева, воспитание детей и молодежи – одно из наиболее важных потребностей различных общественных кругов, включая родителей школьников: «Данная задача может быть удовлетворена, в том числе, посредством системы образования в целом, что актуализирует разработку новых образовательных программ, обеспечивающих духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников в процессе изучения курсов по истории, культуре, религии, составляющей неотъемлемую часть исторического, культурного наследия народов России, а также основ этики». По словам В.В. Переверзевой, особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, которое направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразии жизненных ситуаций.
Затем прозвучал доклад митрополита Илариона. В своем выступлении председатель ОВЦС, в частности, подчеркнул, что использование ресурса теологии не противоречит культурологическому подходу, не приводит к разделениям и конфликтам, но обеспечивает компетентное преподавание религиозных культур. «Глубокое знание своей религии и максимально широкое знакомство с другими традициями позволит внести значительный вклад в укрепления гражданского согласия. Ведь именно верность своей религии и культуре, а также добрососедские, уважительные и дружеские отношения с носителями иных идентичностей, являются краеугольным камнем прочного межрелигиозного мира и устойчивого развития России», — резюмировал ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Далее слово было предоставлено митрополиту Меркурию. «Возвращение теологии в семью научных дисциплин, безусловно, заслуживает самого горячего одобрения, — подчеркнул в своем докладе председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. — Для нас это еще и огромная ответственность — обеспечить это возвращение, не формально юридически, но по сути, отвечая тому же требованию преображения образовательного пространства и привнесению духовного аспекта в воспитание и обучение студента — будущего ученого, специалиста. Полноценное изучение религиозной культуры в российской школе во многом может стать основой успешного развития теологического направления образования в вузах».
В своем выступлении митрополит Меркурий обратился к тем, кто критически воспринимает выражаемую сегодня позицию Министерства образования и науки РФ, Русской Православной Церкви и традиционных российских религиозных конфессий, обвиняя их в попытках клерикализации светских школ и в навязывании обязательного изучения религии. «В том, о чем мы говорим сегодня, есть глубокая верность отечественным педагогическим традициям российской школы, российского образования, так что мы будем и далее свидетельствовать об истинности и искренности наших намерений. Мы представляем в этом процессе не корпорацию религиозных служителей, руководство или клириков Русской Православной Церкви, а людей, народ, граждан нашей страны, которые заинтересованы в духовно-нравственном образовании и воспитании своих детей в школе». Архипастырь напомнил, что в 2010 году в опросах родителей о преподавании религиозных культур в школе высказалась положительно более половины родителей — 54%. Около 20% — за преподавание во все года обучения, а за преподавание только один учебный год — всего 1% родителей. Тогда же и более 80% детей выразили желание продолжать изучать религиозную культуру после четвертого класса.
«Мы никому не навязываем свою веру, — подчеркнул иерарх. — Таких же позиций, уверен, придерживаются и мои собратья — лидеры и представители других традиционных религий России. Наша цель, если хотите, — это подлинная демократия в образовании и подлинная мировоззренческая свобода. Пусть каждый родитель и каждый ребенок имеют возможность выбрать, сказать "да" или "нет" той или иной религиозной культуре, исходя при этом не из оголтелой критики и лозунгов религиозных экстремистов, но из подлинного знания и сочувствия к духовной народной, семейной традиции».
Говоря о практическом внедрении в образовательный процесс программы «Основы духовно-нравственных культур народов России, Дамир-хазрат Мухетдинов, в частности, выразил озабоченность подготовкой педагогов в рамках предметной области. «Около 70% учителей, ныне преподающих в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики", — учителя начальных классов», — подчеркнул он. По словам выступавшего, достаточно деликатным является вопрос, должны ли учителя быть универсалами, способными преподавать любой из шести модулей или владеть одним-двумя из модулей. «Для реализации первого варианта мы должны будем обеспечивать школы специалистами, обладающими полноценным классическим религиоведческим образованием. Однако чаша весов склоняется в сторону привлечения к преподаванию выпускников теологических факультетов. Не секрет, что российские мусульмане сегодня располагают лишь тремя вузами, реализующими образовательную деятельность в рамках направления исламской теологии и выдающих дипломы государственного образца. Плюс к этому единичны случаи подготовки исламских теологов в государственных вузах». Д. Мухедтинов также упомянул об отсутствии диссертационного совета по исламской теологии.
В Духовном управлении мусульман РФ убеждены, что единственным приемлемым вариантом в сложившейся ситуации должно стать масштабное и содержательное сотрудничество с Министерством образования и науки РФ и выработка форматов теологического образования, которые позволили бы выпускникам по направлению исламская теология вести преподавательскую деятельность в школах.
Ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков в своем выступлении подчеркнул важность накопленного в регионах опыта духовно-нравственного образования в современной российской школе. «Необходимо аккумулировать этот опыт, накопленный в регионах, с введением и укреплением единого образовательного пространства», — подчеркнул он.
По его мнению, преподавание религиозной культуры и светской этики в основной школе должно быть продолжено. Задача преподавания в школах основ религиозной культуры — формирование духовно зрелой личности учащегося, считает ректор Московского педагогического государственного университета: «Это образование именно с точки зрения формирования духовной основы личности. Вся наша национальная культура — отечественная история, кинематограф, все наше искусство — так или иначе говорят об этом».
Он также напомнил, что в сентябре 2017 года в Московском педагогическом государственном университете была открыта кафедра теологии. «Сегодня мы работаем над тем, чтобы обмен опытом между педагогическими вузами стал одним из предметов серьезного внимания педагогического сообщества. Чтобы, продвигая теологическое образование в педагогике, мы создавали возможности подготовки педагогов новой формации», — отметил А.В. Лубков.
Подытоживая итоги встречи, академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук В.М. Филиппов, в частности, выступил с предложением проводить подобные конференции ежегодно в формате Рождественских чтений.
Пленарное заседание конференции предварила работа трех секций, посвященных темам: «Социально значимые ценности в системе духовно-нравственного образования в Российской школе», «Содержание и методика реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования (5-9 классы)», «Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в российской общеобразовательной школе».
В работе секций и в пленарном заседании приняли участие: академик Российской академии наук, президент Института философии РАН, доктор философских наук, профессор А.А. Гусейнов, ректор АНО «Московская педагогическая академия» Е.О. Крылова, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук Е.В. Брызгалина; руководитель Всероссийского методического объединения по «Основам религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) и «Основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)», зав. лабораторией Института изучения детства, семьи и воспитания ФГБНУ «Российская академия образования», доктор педагогических наук И.В. Метлик; заведующий кафедрой философии МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор философских наук профессор В.Ю. Ивлев; профессор, председатель Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы, доктор педагогических наук Т.И. Петракова; исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Димитрий Сафонов; проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, доктор философских наук, профессор Д.В. Шмонин; ректор духовного образовательного учреждения «Российский исламский университет» Центрального духовного управления мусульман России А.Р. Сулейманов; руководитель религиозных программ Федерации еврейских общин России раввин Йонатан Фельдман; представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжай Лама; заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ученый секретарь Федерального УМО в системе высшего образования по УГСН 48.00.00 «Теология», член Экспертной группы по теологии при Межрелигиозном совете России М.В. Таланкина; заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации по вопросам образования, науки и культуры, член Экспертной группы по теологии при Межрелигиозном совете России Дамир Зинюрович Хайретдинов; генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве, председатель Международной исламской миссии Шафиг Ауесович Пшихачев.
Модератором секции «Межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество в развитии преподавания религиозных культур в российской общеобразовательной школе» выступил представитель исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов. В президиуме также были ректор Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России А.Р. Сулейманов, руководитель религиозных программ Федерации еврейских общин России раввин Йонатан Фельдман и представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжай лама.
В ходе своего выступления священник Димитрий Сафонов рассказал об опыте деятельности Межрелигиозного совета России по продвижению духовно-нравственного образования, особое внимание уделив важности повышения уровня грамотности в религиозных вопросах для противодействия псевдорелигиозному экстремизму. «Россия имеет многовековой опыт мирного сосуществования и созидательного сотрудничества представителей разных этносов, культур и религий, — в частности, отметил священник Димитрий Сафонов. — Традиционные религии нашей страны и сегодня бережно хранят и приумножают многовековые традиции взаимоуважения, добрососедства и соработничества во имя процветания нашего Отечества. Преподавание основ духовно-нравственных культур народов России (ОДНКНР) позволит учащимся получить знания о фундаментальных нравственных ценностях, богатом историческом, культурном и духовном наследии народов нашей Родины, будет способствовать моральному и патриотическому воспитанию школьников».
Ректор Российского исламского университета ЦДУМ России А.Р. Сулейманов указал на духовные традиции народов Российской Федерации как одну из основ социального единства. По мнению А.Р. Сулейманова, не следует подменять светское образование религиозным: они должны не смешиваться, но находиться в состоянии взаимообогащения и соработничества.
Раввин Йонатан Фельдман затронул тему диалога светского и религиозного мировоззрения, особый акцент сделав на анализе методики преподавания ОДНКНР по конфессиональному принципу. Он высказал мнение, что обучать этому предмету следует единым блоком, без разделения школьников на группы.
Санжай лама отметил важность развития духовно-нравственного образования для общества, а также выразил благодарность Русской Православной Церкви и другим традиционным религиям России за деятельность в этом направлении.
Кроме того, в числе выступавших на секции были: проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Д.В. Шмонин; заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ М.В. Таланкина; заместитель председателя ДУМ РФ Д.З. Хайретдинов; генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве Ш.А. Пшихачев.
Выступления Д.В. Шмонина и М.В. Таланкиной были посвящены обсуждению перспектив использования теологии, признанной ВАК Министерства образования и науки России научной специальностью, для выработки методологических основ преподавания ОДНКНР.
Д.З. Хайретдинов в своем выступлении сделал акцент на практическом аспекте вопроса, исходя из опыта преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики».
Ш.А. Пшихачев указал на недостаток подлинного знания о религиях как одну из причин кризисных явлений современного общества и главный фактор распространения экстремизма под религиозными лозунгами. Он также отметил, что преподавание ОДНКНР должно носить культурологический характер, а введение этого предмета, при всех сложностях, связанных с его практической реализацией, будет иметь положительный результат.