26.01.2018 Ученым удалось расшифровать один из последних непрочитанных свитков Мертвого моря, который пришлось собирать из мелких обрывков, содержащих шифрованные записи, сообщает christiantoday.
Ученые университета Хайфы в Израиле расшифровали один из двух последних непрочитанных свитков Мертвого моря, известных под названием Кумранских рукописей. Свиток пришлось собирать из 60 фрагментов целый год, причем некоторые из них были меньше одного квадратного сантиметра. Точный автор свитков неизвестен, однако ученые уверены, что он принадлежал к секте ессеев, обитавших в Иудейской пустыне.
Частицы рукописи собрали и расшифровывали доктор Эшбал Ратсон (Eshbal Ratson) и профессор Джонатан Бен-Дов (Jonathan Ben-Dov) из университета Хайфы. В рукописи можно найти как библейские тексты, так и записи о бытовой жизни – например, о праздниках членов секты, которые жили по 364-дневному календарю. У них существовали празднества муки, вина и масла, которые можно соотнести с еврейским праздником Шавуот. Исследователи пришли к выводу, что секта использовала особое слово для обозначения перехода между временами года – «текуфа», что означает «период» в современном иврите. Для расшифровки записей ученые использовали заметки на полях, сделанные вторым автором, вносившим правки в текст. «Эти правки и помогли мне сложить пазл», - сказал доктор Ратсон изданию Haaretz.
Из свитка ученые смогли узнать больше о календаре, который использовала секта, а также название дней, обозначавших границы между временами года. По словам исследователей, 364-дневный календарь, использовавшийся сектой, был предметом ожесточенных споров различных религиозных групп в поздний период Второго Храма. В лунном календаре, используемом доныне в иудаизме, раввинам приходится выносить решения по целому ряду дат в зависимости от положения звезд и луны, вычисляя дату рождения нового месяца, а также вносить поправки в календарь, применяя високосные годы.
В этом отношении 364-дневный календарь был гораздо более совершенным – поскольку количество дней делится на четыре и семь, и потому праздники всегда выпадают на один и тот же день в году. Иерархам ессеев не приходилось выносить решения о переносе даты празднования, если, к примеру, праздник выпадал на день субботы, как это часто случается в лунном календаре. Кумранский календарь неизменен, а потому, как полагают исследователи, в полной мере отвечал представлениям этой религиозной общины о божественном совершенстве и святости. Доктор Ратсон высказал предположение в интервью изданию Haaretz, что именно споры вокруг календаря «могли быть одной из причин ухода секты из Храма в пустыню – ведь они были не согласны по датам важнейших религиозных праздников и более не могли праздновать их вместе с остальными».
В рукописях был обнаружен почерк второго автора, который не только исправлял ошибки за главным составителем, но и вносил свои пояснения. Ученые предполагают, что основной автор свитка (возможно, один из лидеров секты, знакомый с секретным шифром), позабыл упомянуть несколько особых дней, отмечаемых сектой, и корректор исправил ошибки, добавив недостающие даты в поля между колонками текста. «Свиток написан шифром, но его содержание несложно и хорошо известно, а потому не было причин его скрывать, – отмечают ученые. – Этот обычай широко встречается во всех частях земли израильской и вне ее – высшие жрецы всегда пользовались шифром даже при обсуждении рядовых и повседневных вопросов, поскольку это было особой привилегией их сана и знаком принадлежности к посвященным. Однако в данном свитке автор текста допустил целый ряд серьезных ошибок».
С 1947 года было найдено 900 фрагментов, созданных древней иудейской сектой. Первые тексты нашли в пещерах Кумрана на побережье Мертвого моря в 1947 году – их обнаружил молодой бедуин-пастух, спустившийся в пещеру в поисках овцы. Рукописи писались на на древнееврейском и арамейском языках на пергаменте из козьей или овечьей кожи, изредка папирусе, а часть рукописей выполнена выдавливанием на листах меди. Для медных свитков пришлось сконструировать специальное устройство для разрезания на фрагменты, так как из-за неизбежной коррозии разворачивание свитка грозило его полным разрушением. Чернила угольные (за единственным исключением апокрифа Книги Бытия). Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволили датировать основной массив этих рукописей периодом от 250 года до н.э. до 68 года н.э (период позднего Второго Храма). В содержании Кумранских рукописей библейские тексты составляют около 29% (в основном это фрагменты книг Ветхого Завета), и потому свитки считают старейшей сохранившейся копией Библии.