24.12.2017 20 декабря 2017 года в Бронзовом зале Санкт-Петербургского Дома архитектора состоялась презентация недавно вышедшего в свет альманаха «Церковное зодчество Санкт-Петербурга. 1991-2016», подготовленного советом по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов и комиссией Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.
Сборник состоит из четырех частей. В первой из них содержатся материалы выставки произведений церковного зодчества, которая состоялась в 2011 году. Вторая часть посвящена выставке произведений петербургских зодчих, прошедшей в 2016 году. В третьей части представлены постройки и проекты, которые по тем или иным причинам не были представлены на этих двух выставках. Четвертая часть включает материалы научно-практической конференции «Современная церковная архитектура: тенденции, проблемы, возможности», состоявшейся в мае 2016 года.
По словам одного из членов редколлегии архитектора Михаила Мамошина, подобные издания выходили в нашей стране до Первой мировой войны. Сборник получился своеобразным итогом работы петербургских архитекторов на ниве церковного зодчества с начала прекращения гонений на Церковь до настоящего времени.
Секретарь Союза архитекторов Санкт-Петербурга Олег Романов отметил, что опыт храмового зодчества в нашей стране был утерян, и необходимо нагнать упущенное.
«Книга охватывает четверть века, но на самом деле процесс начался раньше и, слава Богу, продолжается, — сказал председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандрит Александр (Федоров). — Мы попытались собрать все, что было сделано за этот период в церковном зодчестве, кое-что упустили, но пусть это станет материалом для последующих изданий».
Отец Александр подчеркнул, что на презентации сборника присутствуют практически все, кто так или иначе принимал в нем участие: архитекторы, чьи проекты в нем представлены, искусствоведы, которые писали статьи о работах архитекторов и о прошедших выставках. Особо отец Александр отметил присутствие назначенного год назад епархиального архитектора Дмитрия Борунова, а также Александра Вахмистрова, который в бытность вице-губернатором Санкт-Петербурга курировал процесс храмоздательства со стороны городской администрации.
Один из членов редколлегии архитектор Алексей Белоножкин рассказал, что планируется сделать это издание ежегодным. Ценность книги, по его словам, заключается и в том, что она стала площадкой по примирению различных творческих позиций — «классиков» и «новаторов»: «Если мы посмотрим на тексты четырех Евангелий, они тоже разные: Евангелие от Марка, например, обращено к римской молодежи, поэтому написано простым, доступным языком, лапидарно; Евангелие от Иоанна, с его богословскими высотами, предназначено для интеллектуалов. О Христе можно говорить по-разному, в том числе и языком архитектуры».
Главный редактор журнала «Капитель» Ирина Бембель, также член редколлегии, напомнила об организованном журналом в рамках выставки 2016 года круглом столе, посвященном современным аспектам храмостроительства.
Архитектор Кирилл Яковлев, член редколлегии, отметил, что символично, что сборник вышел в год столетия революционных событий в России. По его мнению, начиная с 1990-х, в области качества храмовой архитектуры был совершен скачок. Он отметил еще одну важную черту издания: в книге представлены работы как маститых архитекторов, так и студентов. Кирилл Яковлев ответил, что в настоящее издание не вошли, проекты 2017 года, многие проекты деревянных храмов (можно сделать специальный выпуск, посвященный деревянному зодчеству), а также проекты реставрации храмов, так что последующие издания вряд ли будут страдать от нехватки материалов.
На презентации выступили петербургские архитекторы — авторы проектов, искусствоведы, а также председатель архитектурной комиссии Тихвинской епархии диакон Роман Муравьев.
«Церковное зодчество в Санкт-Петербурге имеет интересное, самобытное лицо, — подчеркнул архитектор Дмитрий Борунов. — Для него характерен творческий, авторский подход, архитекторы не занимаются компиляцией, не создают "типовые проекты". Это издание — подведение итогов, своеобразный фундамент, который дает возможность идти дальше — более качественно, более глубоко реализовывать проекты. Сегодня нет одного доминирующего стиля, как в прошлые времена русский или византийский стиль. Все архитектурные стили существуют одновременно. Многое определяется не самими архитекторами, а заказчиками, это тоже надо учитывать».
По мнению Дмитрия Борунова, современная архитектура отличается большей «честностью» по отношению к материалу, к конструкции: «В период эклектики были распространены накладные детали, а сейчас считается, что сама конструкция должна быть эстетичной. Это более соответствует духу христианства, потому что нет фальши. Во всем мире сейчас широко развивается использование конструкций из клееной древесины. Технология год от года совершенствуется. Экономически это выгодно, дерево — возобновляемый материал. Дерево легкое, эстетичное, в отличие от бетона, не промерзает, для нас это важно. Вообще для России дерево — более органичный материал».
«Хотелось бы призвать наших зодчих смело двигаться дальше в освоении этой великой темы, — сказал, завершая презентацию, архимандрит Александр (Федоров). — Прошедший период, несмотря на все его достижения, можно считать своеобразным "детским садом". Мы только встали на плечи старой традиции и смотрим, куда двигаться дальше. Необходимо понять, что в храмовой архитектуре незыблемо, а что вариабельно, что необходимо сохранить, а что нужно менять. Желаю всем еще более глубокой работы, чем за прошедшие двадцать пять лет».