16.10.2017 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что нравственное чувство, общее для всех народов, должно лежать в основе законодательства каждой страны современного мира.
"При всей разности культур, народов, учреждений, мы все имеем нравственное чувство, у каждого из нас есть голос совести – иными словами, наша разность надстроечная, а нравственное чувство – это подлинный базис, это действительно универсальное свойство человеческой природы, присущее нам от рождения. Не сконструированное кем-то, кто придумал "подлинные" универсальные ценности, а значит, может в любой момент эти ценности подправить и "улучшить" в угоду тем или иным политическим, идеологическим или даже финансовым интересам", - заявил патриарх в понедельник с трибуны проходящей в Петербурге 137-й ассамблеи Межпарламентского союза.
Предстоятель Русской Церкви обратил внимание парламентариев на то, что в нравственном учении различных религиозных традиций мы видим "совпадение, апелляцию к совести человека", которую христиане называют "голосом Божиим в наших сердцах".
"Недаром мы говорим о "золотом правиле нравственности", которое на языке Евангелия гласит так: и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. На этом глубинном переживании, на наш взгляд, и основывается возможность нравственного консенсуса для человечества", - подчеркивает патриарх Кирилл.
В качестве иллюстрации сказанного он упомянул о том, что в культуре всех народов существует понятие положительного героя.
"Злодей не может быть примером для подражания. Даже там, где герой-злодей изображен привлекательно, силы добра все равно одерживают победу, и он терпит крах и в лучшем случае достоин сожаления. Это также отображение единства нравственной природы человека, - считает патриарх. - Если герой положительный для всех один, то, значит, и нравственная природа для всего человечества едина, и именно эта нравственная природа должна охраняться и религией, и культурой, и образованием, и законодательством".
При этом патриарх Кирилл отметил, что совесть и нравственность не должны оставаться лишь предметом частной жизни человека, "якобы главное – чтобы человек следовал закону, а остальное вторично".
"Я убежден, что подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда закон опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести", - сказал патриарх, выразив сожаление, что сегодня отрыв закона от морали приводит к тому, что, "пожалуй, впервые в истории человечества нормой закона признается то, что традиционно считалось нарушением нравственных установлений".