10.10.2017 В штате Флорида (США) нарастает гражданское возмущение по поводу сноса большого креста по решению суда, которой признал его неконституционным, сообщает worldreligionnews.
Несмотря на решение окружного суда о том, что огромный христианский крест, установленный на государственной земле в парке Бейвью города Пенсакола, нарушает первую поправку конституции США (которая предусматривает строгое отделение государства от религии), горожане Пенсаколы проявляют возмущение и неповиновение. Они объединяют силы, готовясь к борьбе. Согласно решению суда, вынесенному еще в июне этого года, гигантское «сооружение» (как оно называется казенным языком) подлежит демонтажу в течение 30 дней после вердикта. Причем этот технически непростой и этически сомнительный демонтаж надлежит произвести за счет налогоплательщиков города. Но налогоплательщики не захотели раскошеливаться на разрушение наследия своих же отцов и дедов. Они объединились, объявили подписку и уже собрали более 130 тысяч долларов на борьбу. За счет этих средств городские власти намерены как минимум обжаловать решение суда.
Городские активисты предварительно уже собрали официальные юридические заключения по делу у 14 генеральных прокуроров (министров юстиции) ближайших штатов США. Интересно и необычно то, что все генеральные прокуроры пришли к единому мнению, что огромный христианский крест следует ныне рассматривать как чисто светский монумент, лишенный какого-либо религиозного значения. Более того, они подписали соответствующее официальное экспертное свидетельство «amicus curiae» (заключение «друзей суда») с целью примирения сторон спора. Теперь суду придется считаться с этим документом, под которым стоят подписи генеральных прокуроров штатов Юта, Алабама, Джорджия, Канзас, Миссури, Невада, Огайо, Южная Калифорния, Флорида, Индиана, Луизиана, Небраска, Северная Дакота и Южная Каролина. Хотя для простых граждан – как верующих, так и неверующих – это экспертное заключение представляется почти бессмысленным.
В своем свидетельстве почтенные юристы поясняют, что гигантский христианский крест не следует автоматически рассматривать как символ, насаждающий какую-то религию, поскольку никакого принуждения к вероисповедованию в данном случае не происходит. Юристам также пришлось извернуться, чтобы спустить на тормозах неосторожное заявление, которое успел сделать мэр Пенсаколы, когда отметил, что религиозные символы всегда играли видную роль на общественных территориях страны. Это частное, эмоциональное и неквалифицированное мнение мэра, по словам авторов заключения, не следует трактовать расширительно в отношении данного «сооружения», которое некогда было христианским крестом, но ныне таковым не является. По мнению «друзей суда», высокому суду следует принять во внимание тот факт, что любой латинский крест, установленный на общественной территории, может рассматриваться как светское сооружение по истечении многих лет. Они также подчеркнули тот факт, что данное «сооружение» ныне никак не несет прямого или косвенного принуждения к вероисповеданию, которое запрещено первой поправкой.
Конечно, главная проблема «примирителей» состоит в том, что нужно каким-то образом доказать, что христианский крест является чисто светским символом. Защитники креста даже утверждают, что это просто давний традиционный символ, всегда устанавливавшийся на различных мемориалах – в частности, для увековечивания памяти павших героев. Подобные «памятные сооружения», по их утверждениям, никоим образом не насаждают христианство и не имеют с ним ничего общего. Защитники креста приводят и еще один аргумент: он состоит в том, что крест простоял на этом месте уже 75 лет, его установили отцы и деды, а потому он уже овеян исторической аурой, приобрел статус объекта «культурного наследия» и утратил значение религиозного символа. Но в рамках светского мировоззрения и логики, все более распространяющегося в стране, крест всегда и везде остается христианским символом, а потому активный атеист должен выступать с протестом или иском, когда видит крест или иной религиозный символ на общественной территории, где религиозная пропаганда запрещена первой поправкой. Если этого не сделать, то приверженцы религии неизбежно будут пользоваться такими символами для насаждения веры, считают атеисты.