01.08.2017 Специалисты Кенозерского национального парка Яна Харитонова и Людмила Гундакова совершили экспедицию в Пертоминск. Ученые собирали материал о последних годах существования Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря и судьбах спецпереселенцев, высланных на берега Белого моря в 1930-х годах, сообщает сайт Архангельской епархии.
Специалисты выяснили, что после закрытия Пертоминского монастыря в 1920 году, на его территории был создан лагерь принудительных работ. Сюда по приговору трибунала направлялись офицеры царской армии, бунтовавшие балтийские матросы, эсеры и анархисты. Политзаключенных заселяли в братские монастырские корпуса, комнаты в которых были переделаны под камеры, отметили в пресс-службе Кенозерского парка. Местная жительница Надежда Гуляева, позже получившая квартиру в одном из этих домов, рассказала, что почти во всех помещениях были «стеклянные окошки» для наблюдения.
Пертоминский лагерь использовался как изолятор для заключенных других северных лагерей, перевод сюда был равносилен смертному приговору. В июле 1923 года лагерь ликвидировали, часть заключенных расстреляли на Варакатском озере в окрестностях Пертоминска, а часть перевели на Соловки.
Кроме того, во время экспедиции ученые обнаружили кирпичи, которые до революции производил монастырский завод. Монахи маркировали свою продукцию клеймом «П.О.М.» — «Пертоминский общежительный монастырь». После разрушения построек обители местные жители использовали эти кирпичи в личных хозяйствах.
Также местные жители рассказали, как использовались монастырские постройки в советское время. В уцелевших башнях и зданиях в разное время располагались почта, узел связи, райисполком, магазины, интернат, милиция и загс.
Итогом экспедиции стала встреча с пертоминскими активистами, интересующимися историей родного поселка. Местные краеведы поделились своими изысканиями, а Людмила Гундакова рассказала о творчестве и трагической судьбе Александра Приклонского, первого исследователя рукописей Пертоминского монастыря.