Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Всероссийская конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель православной психологии» проходит в Петербурге

03.02.2017 III Всероссийская конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель православной психологии» открылась 2 февраля 2017 года в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления.

Организаторами форума являются епархиальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС), храм святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице, общества православных психологов имени святителя Феофана Затворника, православных педагогов, а также православных врачей имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Конференция началась с молебна, который отслужил духовник епархиального общества православных врачей, настоятель храма святителя Петра на Роменской улице иерей Артемий Наумов. Председатель Отдела по церковной благотворительности протоиерей Николай Брындин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия участникам конференции: «Отрадно, что конференция проходит в нашем городе уже в третий раз, что говорит об актуальности рассматриваемых вопросов, — отмечается, в частности, в послании. — Благодарение Богу, в епархиях нашей Церкви стали появляться службы психологической помощи, призванные оказывать душевную и духовную помощь человеку при потере близких, в семейных конфликтах, трудностях подросткового возраста, возрастных кризисах. Православный психолог на приходе — это помощник священника, имеющий профессиональные навыки оказания помощи страждущим. Говоря о духовной жизни и науке о внутреннем мире человека, причинах его мыслей и поступков, нельзя отрицать, что они часто тесно связаны. Существующая в христианской антропологии и психологии разница в понятиях говорит не о различиях в онтологическом статусе человека, а о разных подходах в понимании его личности. Собравшиеся здесь психологи, педагоги и врачи осознают, что спасение души человека — дело непростое, оно возможно в Церкви как обществе людей, призванных ко спасению. Люди верующие скорее доверят свои проблемы психологу, педагогу или врачу — брату или сестре во Христе, которые смогут понять их православное мировоззрение, будут общаться с ними на одном языке».

Отец Николай добавил, что одной из первых встреч в 2014 году после его назначения председателем епархиального ОЦБСС стала встреча с членами общества православных психологов. Он предложил психологам изменить статус общества, сделать его епархиальным. Митрополит Варсонофий благословил это начинание.

«Как священник, я часто сталкиваюсь с трудными ситуациями, — отметил отец Николай, — и считаю, что помощь специалиста-психолога необходима и священникам, и прихожанам». Цель конференции, как сформулировал отец Николай, чтобы священнослужители и психологи поделились друг с другом наработанным опытом: «Наша мечта — чтобы психолог был на каждом приходе. Известно, что некоторые священнослужители относятся к психологам с недоверием, но опыт приходов, где есть встречи с психологами или психологические службы, говорит о том, что это полезное начинание». Протоиерей Николай Брындин призвал обратить внимание на епархиальный сайт, где часто публикуются новости о лекциях и практических занятиях психологов на приходах.

Заведующий заочным сектором СПбДА иерей Алексий Артюхов зачитал приветствие ректора Академии. Архиепископ Петергофский Амвросий обратил внимание на ценность изучения богословского наследия святителя Феофана Затворника, особенно с точки зрения психологии: «Будучи в затворе, епископ Феофан мог следить за изменениями в своей душе».

Иерей Артемий Наумов в своем приветствии подчеркнул, что современному пастырю необходимы и знание психологии, и возможность взаимодействия со специалистами в этой области. Обращаясь к опыту святителя Феофана, отец Артемий обратил внимание на то, что епископ призывал к изучению святоотеческого наследия с точки зрения психологии. Кроме того, чрезвычайно ценен личный опыт работы над собой, предпринятый святителем Феофаном Затворником. В практике затвора, поста, молитвы и уединения перед выходом на служение святитель следовал и за Иоанном Крестителем, и за Самим Господом.

В первый день конференции состоялось заседание секции «Духовная практика христианской жизни». Вела заседание доктор педагогических наук, профессор СПбДА, председатель Епархиального общества православных психологов Лариса Шеховцова.

Доктор философских наук, заведующая отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН Марина Щербакова в докладе «Школа стяжания добродетелей в письмах святителя Феофана к Кугушевым» рассказала, с одной стороны, о широко известном факте — святитель Феофан вел обширную переписку со своими духовными чадами, с другой — предложила очень интересный подход, рассмотрев переписку святого с членами одной семьи. Докладчица рассказала об истории самой княжеской семьи Кугушевых, о том, с какими известными российскими фамилиями они находились в родстве, более подробно — об адресатах писем святителя Феофана Надежде Кугушевой, урожденной Баратынской, ее детях и племяннице. Марина Щербакова обратила внимание на то, что по письмам и ответам на них заметно духовное возрастание адресатов святителя Феофана.

В докладе «Святитель Феофан Затворник и епископ Мефодий Кампанский: сходство и различие жизненного призвания» протоиерей Георгий Пименов рассказал о жизни и деятельности малоизвестного в России представителя Русского Зарубежья. Епископ Константинопольского Патриархата Мефодий (Кульман) (1902-1974) — уроженец Санкт-Петербурга, юношей эмигрировал вместе с родителями. Известен тем, что издавал в эмиграции журнал «Вѣчное», в котором публиковались различные богословские труды. В этом журнале полностью были опубликованы творения святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и «Мысли на каждый день года».

В докладе Анны Лукьяновой «Святость семейных уз: попечение святителя Феофана о молодом поколении рода Говоровых» речь шла о семейном домостроительстве святителя: даже находясь в затворе, он вникал в проблемы своих родных, помогал им и материально, и советами.

Член общества православных врачей Николай Жарков выступил с докладом «Не быть Иванами, родства не помнящими!». В докладе говорилось о важности генеалогии как науки, о возрождении ее в постсоветской России. Докладчик подчеркнул, что современные люди редко знают свою родословную дальше бабушки и дедушки, но в наше время генеалогические поиски проводить возможно и необходимо. Н. Жарков привел высказывания святителя Феофана и других известных людей о важной роли семьи в жизни человека и общества.

Кандидат педагогических наук Василий Семенцов, председатель православного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в докладе «Учение святителя Феофана Затворника о сердечном сочетании со Христом как об условии исцеления и душевного здоровья человека» остановился на проблеме душевного здоровья, от которого во многом зависит здоровье физическое.

Кандидат педагогических наук Владимир Лободин выступил с докладом «Духовно-нравственное воспитание личности в реалиях сегодняшнего времени». Докладчик напомнил, что в год столетия октябрьского переворота необходимо оглянуться на пройденный путь. В частности, Владимир Лободин призвал вспомнить слова великого русского писателя Федора Достоевского «Корень всех зол — безверие». Парадигма безверия, атеизма появилась в нашей стране под влиянием идей Просвещения в результате насильственного насаждения западноевропейской культуры, и последствия этого были гибельны для России. По мысли докладчика, одна из главных задач, стоящих перед нашей страной, — национальное примирение. Примирить «красных» с «белыми» трудно, но необходимо. «Спасение России только в обращении ко Христу, только здесь мы можем найти дорогу в Царствие Небесное», — сказал Владимир Лободин. Он призвал не гнаться за приманками западной цивилизации, напомнив слова апостола Павла: «Видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

После перерыва прошел круглый стол на тему «Взаимодействие на приходе священника и православного специалиста — психолога, педагога, врача», на котором делились опытом представители разных городов России, Эстонии и Финляндии.

«У нас на приходе практически с первых дней его существования работают психологи, и я считаю, что это необходимо, — рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" один из участников круглого стола, настоятель храма святых Константина и Елены на улице Доблести в Санкт-Петербурге протоиерей Михаил Браверман. — Задача священника — приобщить человека к духовной жизни, открыть красоту Священного Писания, христианского учения, а задача психолога — помочь разобраться в различных сложных жизненных ситуациях: в отношениях с супругом или супругой, с детьми, с коллегами по работе. Православные верующие часто опасаются обращаться к светскому психологу, который может дать им вредный с точки зрения христианской жизни совет. Православный психолог, конечно, не застрахован от ошибок, но от него, по крайней мере, не услышишь, что надо изменить мужу или жене, чтобы "освежить" отношения. Обращение к психологу не заменяет исповедь, общение с психологом не заменяет общения со священником, но психологическая помощь людям нужна».

3 февраля пройдет работа секций «Православная наука (психология, педагогика, медицина) и практика»; «Духовная практика христианской жизни: преодоление страстей, стяжание добродетелей»; «Православное консультирование и психотерапия»; «Социальное служение на приходе: "практика добрых дел" — междисциплинарный подход».

Итоги конференции будут подведены 4 февраля в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице.

Редакция текста от: 04.02.2017 09:04:48