25.12.2016 Ввиду активных выступлений в прессе и в проповедях митрополитов Пирейского Серафима и Калавритского Амвросия, обвинявших прошедший летом на Крите собор в уклонении от Православия, некоторое время назад предстоятель Константинопольской Церкви патриарх Варфоломей направил письмо на имя архиепископа Афинского Иеронима, в котором просил повлиять на вышеуказанных иерархов, названных им "нечестивцами", грозя в противном случае отлучить их от евхаристического общения. Реакцией на это стало открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, разосланное иерархам Элладской Церкви и опубликованное в различных интернет-изданиях, в частности на портале Romfea.
Владыка, в частности, пишет: "...Как известно из истории Соборов нашей Церкви, Собор созывается для осуждения какой-либо ереси и, конечно, для решения различных вопросов касательно порядка и жизни нашей Церкви. Но главной заботой нашей Церкви является особое попечение о вере своих чад, которую она ясно формулирует на своих Соборах, отделяя её от заблуждения и ереси. Уже много лет ходит слух о ереси экуменизма - религиозном конструкте, который, несмотря на разницу в догматах, стремится к соединению всех. Своими корнями эта ересь уходит в синкретизм эпохи Ветхого Завета, с которым страстно сражались ветхозаветные пророки! Да! Борьба ветхозаветных пророков была борьбой против экуменизма. Эта ересь, которую ее знатоки справедливо называют «панъересью», оказала влияние и на многих наших православных. Даже говорят, что есть клирики, и к тому же весьма высокопоставленные, которые с энтузиазмом относятся к экуменическим движениям и поддерживают их на словах. Очень многие из наших христиан соблазнились, слыша экуменические лозунги.
Другой ересью считается папизм. Поскольку из-за наших проэкуменически и пропапистски настроенных клириков и мирян в Православии возникло смущение, то собор в Колимвари, мы так надеялись, должен был своим авторитетом разъяснить сложившееся положение и четко высказаться в отношении этих двух ересей нашего времени, удерживая от них верующий православный народ. Но этого не произошло, несмотря на то, что до собора с соответствующей просьбой весьма настойчиво обращались многие представители духовенства и мирян. Конечно, верующие знают, что папизм есть ересь, потому что свидетельства об этом мы находим у наших святых отцов, и в частности у великого отца - святителя Григория Паламы. Об экуменизме верующие также знают, что это панъересь, но по причине надвигающейся опасности и опасений верующих мы ожидали, что Критский собор осудит папизм и экуменизм. Но не увидели этого".
В последующем довольно объёмном тексте подробно разбираются положения принятого Критским собором документа "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", которые автор полагает неправославными, в сравнении с православными формулировками, не вошедшими в текст документа.
В заключении владыка Иеремия пишет: "Многие спрашивают нас: будем ли мы признавать этот Собор? Решение об этом примет епископат нашей Элладской Церкви. ...мы знаем, что Вселенские Соборы работали в рамках многих заседаний на протяжении многих лет. Румынская Церковь высказала мнение о том, что будущий Святой и Великий Собор нашей Церкви, возможно, изменит в некоторых местах тексты Критского собора в Колимвари, полнее раскроет их, чтобы таким образом они получили всеправославное признание. Ведь сейчас в Критском соборе не принимали участия четыре Патриархата: Антиохийский, Московский, Болгарский и Грузинский. Мы повторяем, так же бывало и в истории Соборов. Созывались многочисленные заседания, которые длились годами. А потом все эти заседания считались одним Собором. ...нашу православную веру можно выразить с помощью точных слов, наполненных серьёзным богословским смыслом. И, как мы знаем, наша Церковь дала не один бой в защиту верных формулировок догматов нашей веры. Мы имеем нужду в крепкой молитве и мудрости, а не в поспешных действиях".
Полностью с текстом открытого письма владыки Иеремии можно ознакомиться по ссылке http://www.pravoslavie.ru/99476.html