Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова), состоялась в Москве

29.10.2016 25 октября 2016 года в Доме Русского зарубежья им. А.И. Солженицына в Москве состоялась международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося богослова XX века.

Участие в форуме приняли священнослужители, философы и искусствоведы. Собравшиеся говорили о богословском творчестве архимандрита Софрония, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.

Слова приветствия в адрес участников конференции направил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он поделился тем, какое впечатление произвела на него первая встреча с архимандритом Софронием. «Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом... В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется "обожением". Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом... После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных историй из своей жизни. Он всегда с большой теплотой вспоминал прп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам прп. Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины».

Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием. Татьяна встретилась с отцом Софронием в Англии. «В нем было русское пламя христоцентричности. Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом, — сказала Т. Горичева. — При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью».

В ходе конференции прозвучали доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония. Так, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, к.ф.н. диакон Павел Сержантов выступил с докладом «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония».

Выступление английского богослова иеромонаха Серафима (Альди) (Оксфорд) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом. Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют ― благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. Богословие Софрония (Сахарова) автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов.

Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого и богословия старца Софрония был посвящен доклад «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся» священника Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких) .

Один из организаторов конференции художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония ― его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) «между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека» (цитата старца из книги «Письма в Россию»).

«Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть, это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между "двумя формами жизни", — отметила Анна Кузнецова. — Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта, основанного на отсечении своего "я", на добровольном отказе от всякой "самости" в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд "Старец Силуан", архимандрит Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества». Анна Кузнецова рассказала также о выставке «Цвет Адама», которая прошла в рамках конференции. Ее авторы — современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы — автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.

Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко «Творчество и вдохновение как дар свыше: отец Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного отцу Софронию, и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).

В завершение конференции прошла презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь отца Софрония (Сахарова)».

На конференции свои доклады также представили: преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов — «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва) — «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архимандрита Софрония (Сахарова)»; художник, действительный член Российской академии художеств Ирина Старженецкая «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества» и др.

Редакция текста от: 30.10.2016 13:22:07