25.10.2016 В послании Священному Синоду Элладской Православной Церкви митрополит Кифирский Серафим (Стеръюлис) прокомментировал состоявшийся на Крите Собор и принятые на нём документы.
Владыка отметил, что документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» стал «знамением пререкаемым», «на падение и [не] на востание мнóгим» (Лк. 2:34), с непредсказуемыми последствиями для единства Святой Православной Церкви. Митрополит охарактеризовал этот документ как камень «преткновения» не только для «большого числа верующих, но и для четырех Поместных Церквей, составляющих бо́льшую часть православных верующих».
Владыка подверг критике поведение делегации Элладской Церкви на Критском соборе, которая, уступив давлению, не отстаивала до конца поправки к соборным документам, предложенные Священным Синодом Элладской Церкви.
Митрополит Серафим обвинил Критский собор в «серьёзном попрании соборности», обусловленном отсутствием возможности принять участие в его работе для большинства православных епископов. Также он назвал недопустимым решение признать церковность инославных христианских конфессий. «В течении 19 столетий Святая, Единая, Соборная и Апостольская Церковь отказывалась назвать различные еретические и христианские сообщества Христианскими Церквями», - подчеркнул владыка. Он назвал подобную позицию «проявлением человеколюбия»: «мы не оставляем пребывающих во мраке ереси и зломыслия находить упокоение в их заблуждениях и духовной тьме, а напоминаем им слова Господа: «Уразуме́ете и́стину, и и́стина свободи́т вы́» (Ин. 8:32).
Владыка Серафим напомнил, что инославные считают самих себя «Церковью Христовой», а православных - не обладающими полнотой истины: католики считают Православную Церковь «неполноценной», так как в ней нет папского примата, а протестанты «видят ее недостаток в том, что в ней нет женских хиротоний и браков гомосексуалистов». «В таких обстоятельствах называя инославных Церквями, разве мы не содействуем тому, что они продолжают пребывать в своих заблуждениях, ни о чём не беспокоясь? Разве мы не скрываем от них правду и свет Христов? Разве мы, православные, не ответим в день суда за строительство этой духовной Вавилонской башни и сокрытие спасающей Истины Божией?», - задаётся вопросом владыка.
Митрополит Серафим подчеркивает, что в текстах «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Таинство брака и препятствия к нему» «имеют место экклесиологические отклонения, искажающие православное учение о Церкви».