08.10.2016 Посетители музея Сербской Православной Церкви в Белграде до середины декабря 2016 года будут иметь счастливую возможность увидеть более ста выставленных в музее икон наиболее значительных сербских иконописцев эпохи возобновления Печской Патриархии (1557-1690 гг.). Иконы являются частью коллекции Музея Сербской Православной Церкви и собраний ризниц крупнейших монастырей монастыря Сербской Православной Церкви, сообщает официальный сайт Сербской Патриархии.
Торжественное открытие выставки состоится 10 октября 2016 г. В нем примут участие Святейший Патриарх Сербский Ириней, министр культуры и информации Сербии Владан Вукославлевич, а также члены Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви.
До восстановления Печской Патриархии на Балканах независимой церковной организации не было на протяжении целого столетия после исчезновения последнего сербского княжества и окончательного присоединения бывших сербских земель к Османской империи. Мехмед-паша Соколович и его родственник (брат или племянник) Патриарх Макарий (Соколович) сыграли ключевую роль в восстановлении независимой Печской Патриархии.
В юрисдикцию Печской Патриархии входили территории от Верхней Венгрии (к северу от Буды) до северных границ современной Албании. В ее составе были области северной Македонии (включая Скадар, Тетово, Скопье, Штип и Кратово), Банат, Бачка и Баранья, Славония, Хорватия и Далмация, а также Брда, Черногория и Приморье, Босния и часть Болгарии (восток страны: Кюстендил, Рильский монастырь и Самоков, а также некоторое время и София). В юрисдикцию Печской Патриархии входили десятки епархий, число которых варьировало на протяжении многих лет - от сорока до пятидесяти. Объединение населенной православными жителями обширной территории на северо-западе Балкан в составе Печской Патриархии замедлили процесс исламизации региона, позволило сохранить православную веру, сохранить национальную идентичность сербского народа.
Возобновление Печской Патриархии в 1557 г. ознаменовало возрождение духовной жизни сербов в пределах исторических границ. Возродились храмовое, искусство живописи и ремесла. Важную роль в возрождении церковной жизни играли иконы, которые создавались для церквей и монастырей. На сегодняшний день от эпохи возобновления Печской Патриархии сохранилось около четырехсот пятидесяти икон, имеющих надписи на церковно-славянском языке. На большинстве икон изображены Пресвятая Богородица и Иисус Христос. Также немало икон на сюжеты, которая являются традиционными для храмового иконостаса. Сербская иконопись периода между 1557 и 1690 характеризовалась значительным своеобразием и стилистической независимостью в сравнении с остальными направлениями пост-византийской иконописи.
На выставке можно увидеть иконы с изображениями основателя династии Неманичей святого Симеон, святого Саввы — первого Сербского архиепископа. Рядом с ними представлены святой Стефан Дечанский, святой царь Урош, князь Лазарь и святые Бранковичи: митрополит Максим, княгиня Ангелина и князья Иоанн и Стефан.
Ряд мастеров оставили свои имена на написанных ими иконах. Среди них такие иконописцы, как Лонгин, Георгий Митрофанович, Йован, Андрей Райчевич и Радул. В ряде случаев заметно влияние одних мастеров на других, взаимосвязь поколений иконописцев. Наиболее тщательно прослеженная линия преемственности состоит из таких авторов, как анонимные мастера Дечанского монастыря, священник Страхиня из Будимля, изограф Митрофан, кир Георгий и изограф Козьма, а также анонимные художники Печской Патриархии на службе у Патриарха Паисия.
После Великого переселения 1690 года сербская иконопись, прежде отталкивавшаяся от древнего наследия византийской и сербской традиции, в продолжение XVIII века, испытала сильное проникновение новых веяний, вдохновленных искусством Запада.