05.10.2016 Участники I Съезда православных педагогов Татарстанской митрополии попросили власти республики включить в некоторые школы кряшенский этнокультурный компонент.
"Просить министерство образования и науки Республики Татарстан рассмотреть возможность перепрофилировать общеобразовательные школы в населенных пунктах с преобладающим кряшенским населением, добавив в них кряшенский этнокультурный компонент, включающий преподавание кряшенского языка и литературы, истории и духовного наследия кряшен", - говорится в решении одной из секций упомянутого съезда.
Авторы предложений также призвали сформировать библиотечный фонд кряшенской литературы и распределить ее в библиотеки населенных пунктов с преобладающим кряшенским населением и в воскресные школы кряшенских приходов, сообщает в среду пресс-служба местной митрополии.
Они также рекомендовали Казанской епархии воссоздать переводческую комиссию для того, чтобы более активно переводить просветительскую и духовно-нравственную литературу на кряшенский язык.
Кряшены являются тюркской этнической общностью Поволжья и Приуралья. В подавляющем большинстве традиционно исповедуют православие. При этом, по утверждению антропологов, кряшены приняли христианство, еще будучи язычниками, а принадлежность к исламу для них никогда не была характерна.
С середины XIX века во многом благодаря трудам просветителя кряшен, педагога-миссионера Николая Ильминского и созданной им в Поволжье системе православных школ кряшены стали идентифицировать себя как самостоятельную этническую общность.
Кряшены отказываются от отношения к своей этнической группе как к "крещеным татарам", утверждая, что такое их восприятие сознательно насаждается кругами, не признающими их право на этническую самоидентификацию.
В России проживает несколько сотен тысяч кряшен. Более половины - в Татарстане, остальные - в основном в Чувашии и Удмуртии.