Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Пытаясь наладить связи с Православной Церковью, Папа Римский отказался от титула «Патриарх Запада»

03.03.2006 Бенедикт XVI отказался от одного из девяти своих титулов – «Патриарх Запада» - в попытке наладить более тесные связи с Православной Церковью.

«В прошлом, Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока», - объяснил кардинал Ачилле Сильвестрини агентству ANSA. «Я думаю, что Папа хочет устранить такого рода противопоставление», - добавил он. Теперь список титулов папы звучит так: «Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих».

Епископ Иларион (Алфеев) прокомментировал отказ Папы Римского от титула: "Некоторые аналитики увидели в отказе от титула «Патриарх Запада» признак стремления Папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Ачиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных церквей, сказал: «В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что Папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу».

Однако никакого «Патриархата Востока» Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как «первый среди равных» в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат – Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую «пентархию».

Остается загадкой, каким образом опущение титула «Патриарх Запада» может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах Папы Римского.

Из всех титулов Папы наиболее приемлемым для православных является титул «епископа Рима», указывающий на власть Папы как епархиального архиерея города Рима. Титул «архиепископа и митрополита Римской провинции» указывает на то, что власть папы распространяется на всю Римскую область, а не только на город Рим. Титул «примаса Италии» указывает на то, что епископ Рима является «первым среди равных» в ряду итальянских епископов, то есть, пользуясь православной терминологией, главой Поместной Церкви. При таком толковании все три титула были бы приемлемыми для православных в случае восстановления евхаристического единства между Востоком и Западом.

В этом случае Папа Римский мог бы восприниматься и как «Патриарх Запада», т.е. глава тех христиан, которые не входят в юрисдикцию древних «Восточных» Патриархатов и тех Поместных Православных Церквей, которые образовались во втором тысячелетии.

Модель возможного единства между Востоком и Западом будет обсуждаться в рамках Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которая встретится после шестилетнего перерыва в Сербии осенью 2006 года. Разумеется, эта модель будет носить лишь гипотетический характер, поскольку на пути к евхаристическому единству стоит множество препятствий догматического и экклезиологического характера. Однако главным препятствием на пути к единству, по мнению многих православных богословов, остается именно учение о вселенском примате римского епископа – учение, которое станет основной темой переговоров между православными и католиками в рамках Смешанной комиссии.

В этом контексте наиболее неприемлемыми и даже скандальными, с православной точки зрения, являются именно те титулы, которые подчеркивают претензию Папы на вселенскую юрисдикцию: «викарий Иисуса Христа», «Преемник князя апостолов», «Верховный понтифик Вселенской Церкви».

По учению Православной Церкви, у Христа нет и не может быть «викария» – земного представителя, который управлял бы Вселенской Церковью от Его имени.

Титул «преемника князя апостолов» отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к Римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую Церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе.

Звание «верховного понтифика» (pontifex maximus) носили римские императоры-язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в Христианство. Однако применительно к Римскому Папе звание «верховный понтифик Вселенской Церкви» указывает на вселенскую юрисдикцию Папы, которую никогда не признавали и не признают Православные Церкви. Именно от этого звания Папе следовало бы отказаться в первую очередь, если бы изменение титулатуры было действительно мотивировано стремлением к «экуменическому прогрессу» и улучшению отношений с Православными Церквами.

Хотелось бы надеяться, что Папский Совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу".

Reuters/Газета.Ru/Седмица.Ru

Редакция текста от: 03.03.2006 00:00:00