Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

12.07.2016 Один из участников Критского собора, известный богослов и церковный писатель, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выпустил 20-страничный доклад, в котором прокомментировал ситуацию вокруг "Святого и Великого Собора". В частности, владыка рассказал о том, почему отказался подписывать документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром". Портал Agionoros.ru опубликовал по-русски наиболее важные тезисы доклада владыки.

1. Митрополит Иерофей полагает, что судить о том, под каким названием Критский собор войдёт в историю, пока рано. Его статус и авторитет будут зависеть от того, признает ли его полнота Церкви.

Главными судьями соборов выступают те, кто обрёл Божественное просвещение и стяжал ум Христов. "Собор должен быть выразителем жизни и сознания Церкви, то есть опыта и богословия святых, которые и судят о правомыслии собора. Вспомним слова апостола Павла: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2)".

2. По мнению владыки Иерофея, текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" не был зрелым и нуждался в дальнейшей доработке. "Его подписание спровоцирует различные проблемы в будущем".

Данный документ не определяет, "кто является и кто не является частью Церкви, что из себя представляют отпавшие от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, не проводит грань между Православной Церковью и ересью".

3. Митрополит Навпактский увидел в происходившем на соборе элементы релятивизма, в частности так называемой теории ветвей (звучало мнение, что произошло разделение христианства и христианство разорвалось, "как разрывается ряса клирика" (!), и все стремятся к его единству. Звучало мнение, что все христиане обладают общей отличительной чертой - действительным крещением (т. е. "крещальное богословие").

4. Владыка высказался против решения предоставить Поместным Церквям право применять принцип икономии в вопросах поста и брака. Временные послабления постепенно могут быть узаконены [1] и единообразие православной аскезы, нравственности и канонов будет утеряно.

5. В заключительной части своей статьи митрополит Иерофей осудил прозвучавшие на Критском соборе утверждения, согласно которым "его решения будут обязательными для всех Поместных Церквей". В отличие от Вселенских соборов (устанавливавших для тех, кто не принимает их решений, разрыв общения и отлучение от Церкви), Критский собор не может навязывать свои решения не принявшим в нём участия Поместным Церквям.



[1]  Что фактически уже произошло: на основании принятого Критским Собором документа Румынская Патриархия разрешила браки между лицами различных христианских конфессий, https://drevo-info.ru/news/20900.html.

Редакция текста от: 12.07.2016 17:24:56